Биржа копирайтеров Антиплагиат онлайн Уникальность текста Проверка орфографии онлайн SEO анализ онлайн Транслит онлайн Заработать на капче

Родной край — Форум Адвего

боковая панель
Конкурсы / Родной край / второй тур
Большой Литературный Конкурс: эссе на тему "Родной край"
DELETED
Глория, отвертка, Лисс / #152 / DELETED

Жарко, шумно, за соседним столиком рослые девушки в форме поставили автоматы рядом со стульями и вкусно едят питу. По левую руку от меня сидит девчонка с буйными рыжими кудрями. По правую – старушка. Тоже рыжая. Попала я. Сейчас они меня слопают. Но сначала препарируют. Вот разделаются с бутербродами, и примутся за меня.
Старушка – это Ирка, дочь. Девчонка – моя мама. Мама смотрит на мир влюбленными, молодыми изумрудными глазами. Ирка – переполнена скепсисом, в каждом движении сквозит пресыщенность и вековая усталость. Естественное состояние для тринадцати лет.

Мы с Иркой гостим у мамы Израиле. Сегодня между бабушкой и внучкой проскакивают искры и попахивает озоном: они с утра не могут остановиться, скандалят по пустякам.
Бабуля воркует:
- Пита с туной очень вкусная! Я еще купила хумус. И авокадо.
И вдруг, вне всякой логики, добавляет:
- Как они мне надоели, как я на Родину хочу…
- Бабуля, ну, какая может быть Родина?! Это совок сплошной! Нужна ты ей, Родине! – Ирка жестока: подросток.
- Зато она мне нужна.
- Ага. Нужна. Тогда что здесь сидишь, под горой Кармель, а не на своем Тереке?!
- Так сложилось. Я не могу деда бросить. Я его люблю, - мама полыхает девичьим румянцем.
Ирка облизывает пальцы (чудовище!) и берет кусок питы с бабкиной тарелки. Все, еда кончилась. Теперь мой черед.

- Ну почему, почему у нее (Ирки) культ цинизма? Мартышечка, ну, скажи мне!
Мартышечка – это я, Марта. Дочь одной и мать другой.
- Бабуля, какая любовь в твоем возрасте? Это извращение какое-то!
- Ира!
- Мама!
- Марта, да скажи ты ей!

Эти две терские казачки орут так, что не слышен гортанный иврит двухметровых дев с автоматами.
- Мы уже опаздываем - я встаю и пересчитываю шекели: правильно ли оставила чаевые.
- Маам, скажи, у тебя есть Родной край? – канючит дочь.
Нет. У меня нет родного края. Я всю жизнь ищу его. Но как это сказать? Ирка будет ликовать, мама горько вздыхать. Потом Ирке станет жалко бабулечку, бабулечке станет жаль внучку, и они объединятся против меня.

Мы едем в большом, комфортабельном автобусе: я хочу побывать в храме Благовещения. Девчонки задремали, склонив головы. Рыжие кудри – крашеные и натуральные - перепутались. Мама на мгновение открывает свои изумрудные глаза, переполненные нежностью: мы, самые ее дорогие, рядом.
А я вспоминаю…

***
Нежное, выдохшееся на закате солнце оранжевым светом заливает улицу, акации. На закате сильнее пахнет жасмин, громче стучат мячи во дворах. Их больше нет, той улицы и акаций. А может, и не было?
Есть ли люди без Родины? Есть. Я одна из них. Даже сухой лист жмется к стволу дерева, птицы возвращаются в гнездо. Я, человеческий детеныш, не верила в песню: «Край родной, на век любимый, То березка, то калина…». Какая калина с речкой, когда вокруг барханы, а ночами, на полнеба, полыхает зарево: гудит круглосуточно нефтеперегонный завод? А мама пакует коробки: готовится к переводу отца в другой гарнизон.

Ощущение временности и непостоянства. Огромная империя стальной рукой перетасовывала судьбы людские. Конечно, можно было бы считать Родным краем всю эту необъятную Империю, да где она? Рассыпалась в одночасье, оказалась такой же зыбкой и непостоянной, как бархан за оградой городка.
Не было у меня своей речки и ракиты. Правда, был жасмин и акация. И еще - чужая бабушка из Харькова, генеральша Глория Петровна, Глафира по паспорту.

***
- Сама, сама такая! Я тебе вААще никогда не дам отвертку!
Две девчонки, одна толстая, с рыжими косичками (я) и вторая, с роскошным конским хвостом (Алена), стоят с растопыренными локтями, красными лицами и орут, как сумасшедшие.

Вот скажите, что в вашем детстве было самым запретным и желанным? В моем – отвертки.
Азия. Военный городок, выстроенный из ракушечника, заросший акацией и карагачом. Здесь жили военные летчики с семьями. Рядом, в Янгадже, обретался лучший в мире центр подготовки шпионов. Совсем недавно узнала из какой-то передачи. А тогда мы были уверены, что там готовят летчиков для братских стран.
Партии шпионов сменяли одна другую: худые, угольно черные и высокие уезжали, на их место прибывали плотные, круглоголовые, улыбчивые, в белых рубашках по колено. Эти ходили взявшись за руки. Одна группа была вообще похожа на инопланетян: миниатюрные, с кожей зеленовато-серого оттенка. Они все время мерзли и кутались в странные плащи-пончо.

Детсад и школа были в городе. Детей туда возили по тоннелю, прорубленному в толще камня: военный городок был выстроен на высоком плато, рядом с аэродромом, а город и море лежали внизу, у подножия бело-розовых скал.

Самое-самое, что было в моем детстве: в километре от КПП, в пустыне, самолетное кладбище. Ясен пень, детвору туда не пускали. И, трижды ясен этот самый пень, мы туда регулярно сбегали! Почти все самолеты стояли с обрезанными фюзеляжами. Ровненько так… но мы находили, что отвинтить. Это был спорт. И романтика. И кладоискательство. Родители изымали у нас не рогатки и спички, а отвертки.

В то майское утро я услышала о себе совершенно непонятное, но обидное: плебеи без роду и племени.
Так сказала бабушка Алены, Глория Петровна, генеральша из Харькова. Про меня, маму и папу. Алена выпалила мне это в отместку, когда я не дала ей свою отвертку. Равенство, которому учили нас с младенчества, оказалось таким же мнимым, как и ракита над рекой. В восемь лет я осознала фальшь и коварство Имперских доктрин. С тех пор больше никогда, ни разу, не поверила лозунгам. Я была для них потеряна благодаря Глафире на веки вечные.

Вечером на теплой, некрашеной скамейке, под мерцающей мутью млечного пути, мы с Аленой помирились. Благоухал жасмин и ночная фиалка, посаженная соседкой хохлушкой. Алена, прощаясь, сладко рыдала на моем плече: ее увозила бабушка в Харьков, в квартиру с четырехметровыми потолками и паркетом.

Ядовитый плющ осознания собственной безродности, посаженный ненароком Глорией, пророс. На почве гарнизонной жизни он вырос большим и цепким, вырвать с корнем никак не получалось. Думаете, едкий, критичный ум – это результат жизненного опыта? Нет. С ним рождаются. Мне повезло родиться с этим Даром Божиим: я не верила в комсомольские собрания и газету «Правда», символы тогдашней Родины. И это – в семье партийцев, где папа офицер, а мама партработник. Смешно? Теперь – да!
Потом была первая бессонная ночь после «Алых парусов» и открытие: есть у меня Родина, но она где-то там, в Лиссе. Жизнь продолжалась со знанием, что я обязательно найду свой Лисс: рукописи не горят, а классики не лгут.

***
В Назарет мы приехали во второй половине дня. Черепичные крыши, много-много старого камня. Мама, я и Ирка стояли перед храмом Благовещения, построенного над домом Святого Семейства. День кончался, израильское солнце почти угомонилось. Оранжевым, нежным светом заливало все вокруг. Тот же свет, что в детстве… Время и пространство сомкнулись в сознании: Господи, это же одно солнце, над одной Землей! Нет на этой Земле родного и чужого края. Я же везде буду Дома. Да и откуда он может взяться, край – у круглой земли? А Лисс, предсказанный мне Грином в юности, невозможно найти. И не зачем: он всегда со мной, Лисс души моей.

Написала: DELETED , 01.06.2011 в 00:03
В форуме: Родной край
Комментариев: 145
Последние темы:
Комментарии

Показано 17 комментариев
Rokintis
За  30  /  Против  6
Rokintis  написал  01.06.2011 в 19:35
Был бы конкурс рассказа - отдал бы свой голос, не задумываясь. Великолепный РАССКАЗ. Не перестаю восхищаться, перечитывая и перечитывать, восхищаясь.

Голосовать же за него сейчас, в конкурсе ЭССЕ - значит, унизить тех авторов, которые не стали расцвечивать свои работы диалогами и не пытались ловко обойти правила конкурса. Уберем из этого РАССКАЗА все колоритные прелести рассказа - что получим?
Получим такую же добротную вещь, как работы других финалистов. И не более того.
С тем же успехом и другие участники могли не ограничивать себя жанром. Но они почему-то этого не сделали. Наивные! Счастье было так возможно! Так близко!

Увертываясь от помидоров, добавлю: это все равно, как если бы на конкурс степа явилась балерина.
Разные критерии оценки.

                
Botanichka
За  3  /  Против  2
Botanichka  написала  03.06.2011 в 01:04  в ответ на #19
Представьте себе, что не так много авторов смогли бы так живо воспользоваться прямой речью. Лично я всегда избегаю использовать диалоги, да у меня бы и даже близко так не получилось.

                
Rokintis
За  14  /  Против  7
Rokintis  написал  03.06.2011 в 13:31  в ответ на #79
Причем здесь Ваш или мой талант в умении использовать прямую речь?
Именно этого априори не требовалось в конкретном конкурсе. Наоборот, в данном случае - это удар ниже пояса, пользуясь терминологией бокса.
Остальные авторы старательно "бьют по правилам", а тут выходит чемпион, снимает шелковый халат - и рррррраз, одним ударом по... в общем, ударом не по правилам, нокаутировал всех. Красиво?

                
Botanichka
За  8  /  Против  4
Botanichka  написала  03.06.2011 в 17:47  в ответ на #91
у меня нет таланта, вообще, я мастеровой, в таких конкурсах потому и не принимаю участия, а ответ на Ваш вопрос здесь http://advego.ru/blog/read/krai/347882/#comment78. И, если хотите, продолжить разговор, то встретимся на более нейтральной территории, в ночке или в теме про конкурс. Не хочу, чтобы мои комментарии здесь минусовали и не желаю чтобы они положительно или отрицательно повлияли на данную работу, так как мнение, высказанное здесь, относится ко всем работам, а не только к этой.

                
CoolSayana
За  4  /  Против  0
CoolSayana  написала  03.06.2011 в 11:46  в ответ на #19
Мне вот на днях тоже было так обидно, так обидно. В конкурсе на лучшее интервью с прочитала интереснейшие работы с уникальными людьми нашей с вами современности. Но в самом конце было добавлено интервью с автором эротического блога, а так как в жюри были одни мужчины... дальше писать?
*А балерина на конкурсе степа - это нечто! Я бы с удовольствием посмотрела.

                
lisss76
За  2  /  Против  9
lisss76  написал  03.06.2011 в 23:13  в ответ на #19
А балерина все-таки красивее... :)))))))))))))

                
Rokintis
За  13  /  Против  7
Rokintis  написал  04.06.2011 в 00:12  в ответ на #95
Конечно, балерина красивее. Она вся такая воздушная, к поцелуям зовущая, стройной ножкой ножку бьет. А другие танцоры рядом всего-навсего стучат каблуками. Но! Если бы им сказали, что можно продемонстрировать классический балет, они тоже бы облачились в пачки и завертелись бы в фуэтэ. Они это тоже умеют, просто законопослушно пришли на конкурс эссе.

                
lisss76
За  6  /  Против  10
lisss76  написал  04.06.2011 в 00:50  в ответ на #97
Хм-м. А разве полет фантазии должен быть законопослушным? Ну если да, то не было бы не Айседоры Дункан, ни Элвиса, ни в конце концов Битлов. Выход за рамки, НО только талантливый выход за рамки стереотипов, это прогресс и талант. А степперы, пусть цокают каблуками, у них это ремесло, и не более... И выше чем рамки этого ремесла им не выйти.

                
Rokintis
За  18  /  Против  5
Лучший комментарий  Rokintis  написал  04.06.2011 в 01:54  в ответ на #98
Некорректно. Сказано в условиях конкурса: пляшем степ, значит, пляшем степ.
Выходить за рамки будем в других ситуациях.
ВНЕ соревнования.
Не в конкурсе, имеющим определенные правила.
Я - за соответствие правилам. Не мы их устанавливали, не нам их игнорировать.

                
lisss76
За  3  /  Против  8
lisss76  написал  04.06.2011 в 20:46  в ответ на #99
Правила для того и существуют, что бы делать что-то, что больше этого. И кто делает больше, тот в конечном счете и побеждает. А победителей не судят.

Мне думается наш спор можно закончить, и каждый останется при своем.
Спасибо Вам за дискуссию. :)

                
Rokintis
За  5  /  Против  3
Rokintis  написал  04.06.2011 в 23:57  в ответ на #102
Мне очень не нравится термин "победителей не судят". Безнравственный термин. Вспоминается слуга двух господ, ловкач Труффальдино из Бергамо с его "а я всегда за тех, кто побеждает". А я - не за тех, кто побеждает. За справедливость, насколько это в моих силах. Но сейчас не об этом.
В спорах истина, конечно, не рождается.
Каждый остается при своем мнении.
Я благодарен Вам за то, что дискуссия наша происходила в русле взаимоуважения.

                
lisss76
За  1  /  Против  1
lisss76  написал  05.06.2011 в 00:10  в ответ на #105
И Вам большое спасибо!

                
lisss76
За  2  /  Против  9
lisss76  написал  04.06.2011 в 23:43  в ответ на #99
Ой, блин! Все-таки язык, враг мой!
Напишу я пожалуй еще один довод. Заранее прошу прощения. Да! Балерина может заявиться на конкурс степперов и выступить там. И как бы все степперы были бы недовольны, то решать не им. Решать все жюри, а по большому счету публике. Если степперы скучны, то они выберут балерину, и будут правы. Потому как она актуальна и она на какой-то миг овладела их разумом и потрясла их. Спасибо!

                
Rokintis
За  9  /  Против  2
Rokintis  написал  05.06.2011 в 00:13  в ответ на #104
Вы мне очень симпатичны своей рассудительностью и умением вести диалог, но вынужден сказать, что балерине априори не место на конкурсе степперов. Она просто вызовет недоумение своим появлением там, а не гул оваций. Ну почему бы ей не пойти на конкурс классического балета? Там, где она будет уместна и будет соревноваться НА РАВНЫХ?

                
lisss76
За  4  /  Против  4
lisss76  написал  05.06.2011 в 00:22  в ответ на #107
А тут все зависит от того, как она выступит. Ну как пример, все тот же самый Э. Пресли, от которого на его первом телевыступлении все ждали кантри, блюза или госпела. А он спел по своему и стал основателем того, что весь мир слушает и по сей день. Культура, это все же на мой взгляд не спорт. Тут нет лозунга: "быстрее, выше, сильнее". Тут либо есть талант, либо нет. У меня его нет, а вот у автора опуса на тему которого мы сейчас спорим, он безусловно есть.

                
KengaRu
За  5  /  Против  6
KengaRu  написал  05.06.2011 в 18:39  в ответ на #19
Эссе — наиболее свободный жанр, практически не имеющий формальных границ. Требование "убрать все колоритные прелести" — не запрет балерине выступать на конкурсе степа, а требование к двуногому чечеточнику скакать на одной, потому что по странному стечению обстоятельств на этот конкурс степа явилось несколько одноногих инвалидов.

                
Karinka
За  6  /  Против  6
Karinka  написала  06.06.2011 в 11:29  в ответ на #19
Тогда у меня другая ассоциация - профессиональная балерина явилась не на конкурс степа, а на конкурс учеников балетной школы. Конечно, на конкурсе школьников ей делать нечего, она будет явным лидером. Одно но... В этом конкурсе не оговаривалось, кто будет принимать участие - новички или профессионалы, он открыт для всех желающих. Все справедливо. Я голосую за это эссе. Оно потрясающее!

                
Отправка жалобы...
Спасибо, ваша жалоба принята
Вы уже жаловались
Ваша учётная запись заблокирована для участия в форуме.
Жаловаться можно только на чужой комментарий
Избранное
Добавить в избранное
Имя
URL
https://advego.com/blog/read/krai/347882/?op=2567173