Близится, на мой скромный взгляд, самый главный праздник в году. Нас здесь немало. И авторы, и заказчики, и простые наблюдатели, которые не работают, но всё равно заходят пообщаться.
И у всех, наверняка, есть или были родные и близкие, прошедшие самую страшную и жестокую войну в истории человечества, унёсшую жизни более 60 млн. человек, из которых около более половины боевые потери.
Предлагаю кратко поделиться короткими историями и данными из своих семейных архивов памяти, и рассказать кто, где, когда воевал или жил и трудился ради Победы.
Редко пишу комментарии. Но в такой теме не могу удержаться. Мой прадед погиб под Сталинградом. Самое поразительное в его истории то, что у него была бронь (он был партийным работником). Он оставил жену с 3 детьми и положит партбилет на стол, но пошел на войну добровольцем. Сказал, что не сможет смотреть им в глаза, если останется в тылу. Каждый раз думаю, а смогла бы я так поступить.
Очень многие рвались защищать страну от врага, игнорируя бронь. Школьники приписывали себе лишние годы, девушки и юноши тайком сбегали от родителей на призывные пункты. Это трудное решение, оставить большую семью, но рассудить правоту или отсутствие таковой - невозможно!
Да, действительно не простое. Но меня по сей день такой поступок восхищает. Я искренне им горжусь, как и другими прадедами. Ни один из них не вернулся с войны.
Из всех своих родственников, прошедших Великую Отечественную войну (не ВОВ, а именно так!), самым ярким представителем военного поколения считаю своего деда. Воевать он начал 22 июня 1941 года рядовым, дошел до Берлина подполковником, был награжден 14 орденами и медалями, имел три ранения. Командовал подразделением, которое охраняло Паулюса после его сдачи в плен. Был... - печальное слово. После войны жил в Киеве, дом стоял недалеко от городского аэропорта, а вот названия улицы не помню. Про войну почти, да нет - совсем ничего не рассказывал. Был очень честным, справедливым и прямым человеком. Военная косточка, одним словом. Между прочим, один из орденов имел порядковый номер три. Кто в теме,поймут, что это значит. Жаль, что помню его очень плохо, поскольку в последний раз я его видел в 1976 году.
К моему великому стыду, я очень мало знаю о своем дедушке-герое... Но немного оправдывает меня перед моей же совестью возраст. Когда мы виделись с ним в последний раз, мне было лет 12. Знаю только, что дед прошел Финскую войну, всю Великую Отечественную, был весь изранен, а после войны много лет был председателем колхоза. А еще я помню, как он находил время, чтобы мне, малявке тогда, сделать для пупсиков колясочку из дерева и колыбельку для кукол... Не знаю почему, но я любила его больше всех своих бабушек и дедушек, хотя все они очень достойные люди были. Младшего сына в 1996 назвала Павлом именно в его честь.
Это я буквально только что нашла: Вот такой у меня был замечательный боевой дедулечка. Вечная ему слава, наша благодарность и любовь.
У меня оба деда ветераны. Мамин отец отслужил с 41-го по 45-й, я не знаю точно какие города он освобождал, но знаю, что именно на войне дослужился до майора, а это немало. В жизни он был очень скромный, поэтому мало рассказывал о своих подвигах, да и умер тогда, когда мне было 9 лет. А папин отец, застал войну 17-летним парнем. Его сразу на фронт не взяли, только в 42 году стал солдатом. Освобождал Венгрию, Румынию, до Германии не дошел. У нас даже где-то хранятся его фото с фронта, а еще есть медали, например, "За отвагу", он ей очень гордился. А вот моя бабуля рассказывала про свою жизнь во время войны. Как однажды к ним в село немцы приехали и остановились переночевать. Хоть их все боялись, но немецкие солдаты оказались очень вежливые. Вспомнила историю, которую рассказывала бабушка, как немцы зайдя во двор кричали "яйко, млеко". Они подумали, что немцы просят яиц, а оказывается, спрашивали: у хозяйки молока. Бабушка рассказывала, про немца, по имени Ганс, который у них мыл голову. У него были очень густые волосы. Видимо ему не подходила наша вода, так как после мытья волосы было сложно расчесать, но он думал, что ему что-то в воду подсыпали. Это такие мелкие обрывки из памяти, о которых мне рассказывали ми родные, жаль, что в детстве все вылетало из головы, а вообще много историй было интересных. Надеюсь, память о войне у нас останется навсегда, и мы будем помнить наших героев, а главное не делать ошибок прошлого. Мира всем нам, он сейчас так нужен. Молюсь за своего родного и любимого мужа, чтоб Бог его уберег от всех бед. Он у меня сейчас в армии, хотя мог бы рядом сопеть на подушке.
Вы извините меня ради бога, честь и хвала вашим дедам, огромное уважение, но уж какие-то у вас немцы хорошие получились. "Хоть их все боялись, но немецкие солдаты оказались очень вежливые." Видимо были и такие, но мне сразу захотелось все-таки рассказать о других...
Разные были, Лена. Под Ленинградом стояли помимо немецких, финских и румынских частей ещё и "голубая" (не путать с педиками) дивизия испанцев. Вот эти мачо не все были чмом. Понятно, что в городе они не были и никого там поддержать не могли, но на месте своей дислокации в Красном Бору, что под Питером, их никто из местных не боялся совсем. Местных они кормили, поили и практически никаких репрессивных мер не применяли. Но, справедливости ради, нужно заметить, что это всё-таки не немцы, а испанцы. Их даже сами немцы-союзнички не жаловали.
Испанцы были жутко не дисциплинированными, но отлично воевали. К сожалению, против наших войск. Например, когда наши четыре (!!!) дивизии попытались выбить их оттуда, то одна испанская "голубая" нанесла серьёзное поражение нашим войскам.
Да я знаю, что разные. Бабушкина история имеет продолжение, там как раз фигурируют нормальный люди - немцы. Я же не к тому написала, что, мол, все они фашисты. Это не так, я об этом прекрасно знаю. Просто прочитала сообщение mary-black, где довольно положительный образ их сложился, и написала о других, вот и все.
В войну не было нормальных немцев. Все они убивали наших без всяких угрызений совести. Моя родня вся прошла через войну. из больше трех десятков партизан и солдат родственников-воинов осталось трое. Не сюсюкайте с историей, не распинайте погибших.
Как я уже писала выше, моя бабушка была в двух концлагерях. Дед побывал в одном, но он никогда не рассказывал об этом. Бабушка тоже старалась как можно меньше вспоминать о войне, рассказывала только однажды, нам с сестрой лет по 15 было, она нас позвала и часа два рассказывала. Это было только один раз, не знаю, почему она решила... Никогда этого не забуду... руки дрожали у нее, слезы в глазах, но сдержалась, не заплакала. А детям своим, маме моей в частности, практически ничего не рассказывала.
Так вот, в тот единственный раз она и рассказала о тех событиях, о чем-то умолчала наверняка. Ее угнали в Германию (слово-то какое, но оно самое подходящее, угнали как скот) вместе с сестрой двоюродной такого же возраста. Почти дети, глупые, жили на хуторе небольшом: что такое война, фашисты, всю серьезность ситуации не осознавали.
Их как привезли, решили они бежать (глупо, конечно: куда, как, кругом охрана с автоматами и собаками, колючая проволока...). Ну и побежали, бежали недолго, как их не расстреляли, она сама потом не могла понять. Рвали собаками, били, потом бросили в какую-то яму со старыми консервными банками, они еще и порезались сильно. Очнулась она уже в бараке, сестра, спустя какое-то время, умерла от ран, бабушка чудом выжила.
Тех, кто не мог встать и пойти на работу, просто оставляли в бараках умирать, иногда "помогали" это сделать. Кормили 2-3 раза в неделю (!) гнилой капустой или картошкой (что-то одно привозили на грузовиках), они сначала не ели. Потом пришлось выбирать между отвращением и голодом. Иногда фашисты развлекались – «еду» сгружали прямо на землю и выводили группы людей. Кто-то не выдерживал, начинал есть с земли, кто-то не ел. Потом некоторых стали расстреливать за то, что не едят. Но это потом прекратилось, запретило начальство. Воды давали мало, постоянно хотелось есть и пить, многие умирали от истощения или болезней. Хорошо запомнила вот эти ее слова (не дословно, конечно): «Я привыкла к голоду, жажде, грязи, привыкла к тяжелой работе, не понимала, что мы делаем - таскали какие-то камни или бревна. Потом я привыкла к тому, что люди рядом умирают. К выстрелам только не привыкла, всегда сердце холодело, когда слышала. Старалась не смотреть. Сначала было страшно, что будут бить или просто убьют. А потом уже хотелось, чтобы сразу – одним выстрелом… так тяжело было переносить боль, холод, голод и этот страх». Потом ее перевели в концлагерь с более мягким режимом (если можно так сказать), но все равно жутко там было. Кстати, никто в нашей семье не знает, какие именно это были лагеря и даже где территориально.
У дедушки немцы убили шестимесячного брата, тоже развлекались так, подробности жуткие не буду рассказывать. Вот такие «вежливые Гансы».
Вот, все-таки решила все это написать. Ошибок кучу наделала, небось, но проверять не буду, не хочу перечитывать.
Мой дед рассказывал мне, как немцы угощали его консервами и еще чем-то (шоколадом, точно не помню). Кроме деда в семье было еще 4 детей, им тоже доставалось. Не все немцы были фашистами.
Здравствуйте. Хочу и я рассказать про моего папу. Мой папа Осколков Александр Борисович принимал участие в боевых действиях на территории республики Афганистан. В составе в/ч 83593. Награжден медалью "За боевые заслуги". Инвалид 2 группы. К сожалению историй про ту войну рассказать не могу, так как папа не любит о ней говорить. На той войне он потерял двух своих лучших друзей. Я хочу поздравить с этим Великим праздником не только ветеранов Великой Отечественной Войны, хотя их подвиг заслуживает низкого поклона, но и ветеранов Чеченской, а так же Афганской войн. Низкий вам поклон дорогие наши защитники. А павших вспомним минутой молчания.
Мне было 8, когда деда не стало. Его и его сестру помнит весь городок не за подвиги, а за силу духа.
Дед на фронте лишился обеих ступней. За год в госпитале в несколько приемов (угроза гангрены) врачи пообрубали ему ноги чуть выше колен. Вернулся домой, женился на девушке писаной красоты, родилось пятеро детей, 18 внуков. Подняли всех на ноги. У деда был гектар сада, две лошади, две коровы и полное хозяйство живности, которую кормил сам, так как никому не доверял. По комплекции был большой и грузный мужчина, работал, не покладая рук, ползая на своих культях. 9 мая на "парады" выезжал, сидя на телеге весь в орденах, выпивал раз в году. Любил животных и природу, людей - не жаловал.
Сестра его была угнана на работу в Германию в 21 год. Девка гордая и красивая. Во время бомбежки русскими в 45-ом вытаскивала из ямы подругу, но осталась там и ее правая рука. Обрубок ампутировали с плечом вместе. Прожила 87 лет одна, хотя кавалеров было много. Никогда не была в больнице и не получала пособия за инвалидность. Построила огромный дом для себя, имела хозяйство (корову, свиней), работала на земле (гектар каждый сезон, как минимум) одной левой. Помогала здоровым родственникам деньгами. Только в 94-ом году благодаря племяннице, стала получать 240 марок в месяц из Германии. Золота к тому времени она своего накопила и деньги ей не были нужны, поэтому все сразу раздавала внучатым племянникам.
Ни дед, ни его сестра о войне и о своих увечьях рассказывать не любили, свое участие в войне не считали подвигом. Голод и холод запомнился им не с войны, а с самого рождения.
Мой дед прошёл всю войну, стоял при обороне Сталинграда, за что получил Орден Отечественной войны II степени, после на танке доехал до самого Берлина. Самое интересное то, что ни одного ранения не было за всю войну, как-то боялись его снаряды и пули, он говорил, что это его любовь Дуняши берегла (моей бабушки, что осталась с двумя детьми на оккупированной территории). Ранение получил, когда домой возвращался, подстрелил его малолетний пацан-немец в ногу, так он с пулей в ноге и умер... в возрасте 98 лет. Врачи тогда посоветовали не трогать пулю, потому что вынуть её было невозможно, а ампутировать ногу не согласился дед, говорил, что негоже ему к Дуняше калекой возвращаться. Бабушка в годы оккупации жила в селе, фашисты туда редко заезжали, кругом леса были, так они партизанов боялись, это и спасло жителей от расправ и голодовки, даже живность была какая-то, куры-гуси вроде. Вот такая моя история. Дед мало говорил о блокаде Ленинграда, как охранял Ладогу, как помогал вывозить в машинах по льду умирающих от голода детей и взрослых, не потому что не хотел, не мог. Плакал. Говорил: "Прости, онучка, не можу я про це казать, боляче менi."
А мой отец был среди тех голодных детей, которых вывозили по Дороге жизни из блокадного Ленинграда... Его мать, моя бабушка, замерзла, стоя в очереди за хлебом - отец остался один. Забрали его в детский дом, который потом эвакуировали на пароходе по Ладоге. "Помню, стою на палубе... И только золотой красивый купол Исакия (Исакиевского собора) все дальше и дальше..." - рассказывал он. Бабушка похоронена в братской могиле на Пискаревском мемориальном кладбище. Отец умер в 69 лет. Не любил про горе это рассказывать. В День победы слушал военные песни с грампластинок и плакал...
Всех с великим Днем Победы! Низкий поклон нашим отцам, дедам, прадедам.
Публикация комментариев и создание новых тем на форуме Адвего для текущего аккаунта ограничено. Подробная информация и связь с администрацией: https://advego.com/v2/support/ban/forum/1186