Мы были пионерами, вступали в комсомол, готовили политинформацию о «Продовольственной программе», понимая, что все это профанация. Делали уроки, когда в шестиметровых кухнях наших квартир родители с друзьями рассказывали анекдоты про дорогого Леонида Ильича, пели Окуджаву, Визбора, слушали Битлов и Роллингов по «вражеским голосам»…
Мы одевались у фарцовщиков и сами при случае подфарцовывали. Мы могли отвалить за джинсы 220 р. при средней зарплате 120 р. Мы помним «бочки» с молоком и квасом, знаем что такое бидончик…
Нас колбасило в 90-е, когда бюджетной зарплаты хватало на 200 гр. сыра и 300 гр. масла «по талонам». Мы мотались в Польшу: и туда, и обратно с тяжелыми баулами – бартер. Наши квартиры вечерами превращались в мини-фабрики: наступала «вторая смена» – учителя, врачи, инженеры что-то паяли, клепали, собирали, мотали, строчили… Выживали.
Выжили. Большинство верны выбранной профессии. Успешные, состоявшиеся в этой жизни люди. Мы отдыхаем за границей, летаем бизнес-классом, можем позволить себе выдержанный Розес и отель 5*. Но… ностальгируем по первой «Копейке», палаткам на диком крымском пляже и портвейну «Кавказ»…
Увы. Из своих друзей и знакомых моего поколения я не знаю никого, кто бы отдыхал каждым летом за границей и пил выдержанный "Розес". Пятерых моих друзей уже нет в живых. Все мужики. Они аккурат ушли в 90-е: Габит и Павлуха спились и померли от водки; Игорек тихо скончался в своей постели от болезни, которую врачи так и не определили; Вовка, вернувшись из зоны, пару лет помыкался и выбросился из окна, а Малец, защитив кандидатскую диссертацию, получив квартиру от университета и женившись, добыл пистолет и застрелился в гостиной, где еще не просохли новые обои. Никто из них не принял новые навязанные ценности. Они жили по старым и продолжали ценить людях честность, порядочность, человечность, сострадание и все меньше находили это в окружающих. Некоторые из моих знакомых сверстников пробовали себя в бизнесе. Были даже успешны. Какое-то время. А потом они уходили, бросая все и говоря: "это не мое". Они так и не смогли принять правила игры новой жизни... Почти все они и по сей день не живут, а выживают. Этих людей я всегда могу различить в толпе. У них другие лица. Ну это как обнаружить в горсти медных потускневших пятаков светящуюся золотую монетку...
Семидесятые. Я вас помню. Эпоха born twice открыла нам направление "ПП" - «Путь поколений», когда мы, дружно взявшись за руки, устремились строить коммунизм. Но то ли свернули не туда, то ли нашли более привлекательные горизонты, но почему-то оказались у корыта перестройки 90-х, которая дала Свободу, но не предоставила инструкцию пользования полученными благами.
Я помню моду на феминизм, когда женщины вдруг захотели получать зарплату наравне с мужчинами, усаживаясь за руль трактора или спускаясь в шахты. Моя бабушка была из таких, бросив вызов мужикам-обвальщикам на мясокомбинате. Видели бы вы, как она ворочала говяжьи и свиные туши, ловко орудуя тесаком и ножиком. Выполняла план. Социальная идеология гендерного равенства :))
Когда пришли 70-е, я была слишком мала, чтобы осознавать их значимость, слишком глупа, чтобы понимать - сейчас рождается поколение, чьими ресурсами выживания станут здоровье, умение приспосабливаться и полученные знания. Эпоха школ, холодной войны, расцвета культуры. Эпоха зарождения индивидуализма, любви к буржуазности. Я люблю вас, 70-е.
Донецк: повсюду розы-розы-розы на клумбах; стройплощадка больницы, где мы, пятилетки, могли прыгать в песок со второго этажа; поляна "Слава КПСС" для игр в казаков-разбойников; абонементы в кино, театр и консерваторию; радиошумы от ночного дедушки, пробуждающего меня под Севу Новгородцева и "Голос Америки".
Сочи: пляж Ривьера с поблёскивающей слюдой крупной галькой и фольговыми конусами маленького эскимо; просвет лучей сквозь слой изумрудной воды и умение не дышать под доносящееся, как сквозь вату, "...эти глаза напротив чайного цвееетаа...", пока мама добегает к перевернувшемуся от большой волны кругу; дендрарий с одноглазым чёрным лебедем, берущим куски булки из моей, боящейся щипка, руки; качающийся мостик над пропастью с глинистой рекой после ливня; неоновые красные огни рекламы в ночных лужах; ощущение праздника от выбора десертов на непривычных тогда полках в кафе с самообслуживанием.
Батуми: сбор цитрусовых и тёмный дом с отражениями лучей на орнаментах чёрного ковра; диета из кукурузных конфет и мандаринов..." ну, мы же просили для девочки макароны без соуса..."; а с обрыва тропинка ведёт на узкий пляж с камнями песочных оттенков, похожими на полосатые батоны.
Люблю это время за подробные впечатления. Они мне позволили быть спокойной в любых обстоятельствах лихих 90-х, которым я тоже благодарна за опыт.
Публикация комментариев и создание новых тем на форуме Адвего для текущего аккаунта ограничено. Подробная информация и связь с администрацией: https://advego.com/v2/support/ban/forum/1186