Тварь беззвучно плачет. Она сидит в темноте кухни прямо на полу, прислонившись к холодильнику и в страхе давится слезами. Только плечи немного подрагивают, да в горле сжимается огромный бугристый комок, не давая дышать. Хочется кричать, громко, до звона в ушах. Но Тварь не умеет кричать. Тот сбивающийся покорный полушепот даже не ее голос. Он, как и все остальное, принадлежит Ему.
Загудевший холодильник опять пронзает нервы электрическим током. Хрупкое тельце конвульсивно сжимается. Сердце замирает. Время останавливается. К сожалению, сердце всегда начинало биться снова. Терпи-терпи-терпи.
Левая рука уже давно слушается с трудом. Расплата за неуместную улыбку. Собака виляет хвостом. Кошка мурлыкает. Их любят за то, что им хорошо. Это кажется фантастическим. Немыслимым. Мечтой.
С вечера до утра ее зовут Тварь. Она должна это помнить. Тварь-Тварь-Тварь. Когда пройдет оцепенение, Тварь, затаив дыхание, прокрадется к дивану, ляжет на него и заснет. Если конечно можно назвать сном забытье минут на двадцать, прерываемое приступами панического страха. Потом, еще в темноте, Тварь встанет, приготовит завтрак, потратит остатки времени на то, чтобы превратить себя в Анну и тихо, на цыпочках, уйти на работу.
Коллеги говорят, что Анне идет молодежный стиль. Молодежный стиль. За последние 3 года она так похудела, что без труда влезает в свою школьную одежду. Аккуратность до педантичности, бережливость до скупости и замкнутость до полной изоляции. У Анны все хорошо. Анна холодна и неприступна. Анна не Тварь. Тварь сейчас скулит на темной кухне.
Вслушаться в тишину. Подтянуться, схватившись за трубу. Предательски подкосившаяся нога вынуждает опереться на стол. В ужасе наблюдать, как с него падает открытая бутылка виски. В отчаянии упасть в вонючую лужу спиртного. Как же она ненавидит этот запах. Это конец. Милости не будет.
Дрожащими пальцами Тварь нащупала ручку ящика стола. Достала нож. Острый. Они всегда остро наточенные, поэтому непослушные пальцы всегда в порезах. Неожиданно заглянувшая в прорезь штор луна испугала Тварь так, что нож едва не выпал из рук. Тело качнулось вперед, колени скользнули по вонючему виски и Тварь ткнулась носом в мокрый пол. По щекам потекли слезы. Настоящие. Впервые.
Уходя на работу, Анна равнодушно посмотрела на закрытую дверь спальни, где Он, должно быть, уже запачкал все простыни своей кровью. Какое Анне до этого дело? Его растерзала Тварь. Он сам был Тварью. В мире людей до этого нет никакого дела. Анна это точно знает.
Рассказу + голос. Главное - вовремя среагировать на первые же попытки тирана превратить женщину в Тварь, и бежать от него уже на этом этапе. Тогда, как правило, побег проходит с наименьшими потерями. Если позволили затянуть себя глубже в трясину отношений с Чудовищем, это и правда Страх...
Многие пытались поднять подобную тему на конкурсе. Все рассказы были талантливы, вызывали жалость и сострадание. Автор Твари заставил содрогнуться. Думаю, что именно этого все ждали от конкурса. Не стыдно будет увидеть Тварь на первом месте.
Почитала комментарии третьего тура к этой работе и обрадовалась. Не тому, что рассказ вышел в финальный тур (это было вполне ожидаемо), а тому, что изменился подход читательской аудитории - или высказываться стала другая часть этой самой аудитории, рассмотревшая не только острую ситуацию, но и литературные и психологические достоинства произведения. Еще раз спасибо автору за отличную работу, а читателям - за мою серьезно пошатнувшуюся было веру в человеческое здравомыслие:)
Рассматривать такой глобальный вопрос, как человеческое здравомыслие через призму одной бытовой байки... Не слишком ли вы увлеклись конкурсом? Укажите лучше на шикарные литературные приемы, логичность, новую мысль и т.п. достоинства. Если найдете - зауважаю очень сильно )
Не одной:) Я и под другими работами комментарии почитала:)
Что касается литературных приемов.... Я не критик, но попробую. Первое. Стиль. Это один из немногих рассказов, на 70% написанный короткими предложениями из 3-7 слов. Простые предложения всегда придают повествованию динамику и напряжение, но работать с ними очень сложно; сложносочиненные и сложно подчиненные (по подсчетам исследователей, занимающие 50-65% литературных текстов) и несут не только лексическую, информативную, но и эмоционально-образную нагрузку - успешно переложить эти функции на максимально простые языковые конструкции под силу не каждому. Автору это удалось. Второе. Наличие образных выражений с высокой смысловой насыщенностью. "С вечера до утра ее зовут Тварь" - семь слов полностью описывают ситуацию. Именно из этой фразы без долгих объяснений вытекает, что речь идет о постоянных (семейных, как решило большинство) отношениях. "Аккуратность до педантичности, бережливость до скупости и замкнутость до полной изоляции" - очень краткая и очень полная характеристика Анны. И так далее. Третье. Динамика действий героини рассказа. Показан не просто эпизод из жизни, а кульминационный. Приведу пример, который очень любит озвучивать мой друг, профессиональный фотохудожник, когда ведет мастер-классы: "Зайца каждый дурак сфотографирует. А ты сфотографируй зайца в прыжке, и чтоб не одна лапа не размазалась, а если размазалась, то чтоб все решили, что так и надо". Думаю, понятно, о чем я. Четвертое. Психологическая достоверность литературного героя. Об этом уже писала в посте выше, повторяться не буду; напомню только, что во все времена восприятие читателями героев "как живых" - высший комплимент для автора. Пятое. Отсутствие противоречий. Стиль - един, героиня - цельная (было много рассказов, где читаешь и периодически недоумеваешь - о ком идет речь, о светской женщине или базарной торговке, маленьком мальчике или студенте ВУЗа, так меняется речь, мысли и поведение), развитие сюжета - логичное: привычное состояние - мелочь, явившаяся последней каплей и подтолкнувшая к действию - действие (за кадром) - финал. Шестое. За "действие за кадром" особый плюс автору. Абсолютно уверена, что если между предпоследним и последним абзацем было бы еще что-то типа "Замирая от ужаса, Тварь на цыпочках подошла к кровати. Послушала дыхание. Покрепче сжала рукоять ножа. Не выскользнул бы. Занесла нож и прицельно вонзила его туда, где под простыней билось жестокое сердце..." и т.п., мое - и не только мое - отношение к рассказу было бы совсем другим. Кстати, писать в стиле рассказа у меня не получается, как видите, хотя бездарностью себя не считаю.
"Левая рука уже давно слушается с трудом. Расплата за неуместную улыбку. Собака виляет хвостом. Кошка мурлыкает. Их любят за то, что им хорошо. Это кажется фантастическим. Немыслимым. Мечтой."
Вы считаете, что здесь передана динамика короткими предложениями? Динамика - это действие. Какое действие в этом абзаце? Чем обоснована эта рубленность? И, соответственно, к чему в данном контексте относится: "Это кажется..."?
Андрей, вот вспомни себя маленького, когда слезы душат и сказать то, что хочешь можешь только отрывистыми фразами. Со временем думать начинаешь так, как говоришь.
Да ничего не изменилось, все остались при своем мнении. Это конечно жестоко - расшатывать окрепшую веру в человеческое здравомыслие..., но кагбе... в общем посчитайте общее количество постов и сопоставьте с номером последнего, все поймете.
Публикация комментариев и создание новых тем на форуме Адвего для текущего аккаунта ограничено. Подробная информация и связь с администрацией: https://advego.com/v2/support/ban/forum/1186