Боб представил, что опустил веки. Система монотонно оповестила о том, что команда принята.
Сотни ржавых люков, спрятанных в самых отдаленных уголках планеты, медленно заскрежетали. Словно в такт песням былых времен поднимались из земли орудия, всего через несколько минут им предстояло уничтожить мир.
Вовка, сосредоточенно высунув кончик языка, старательно вырезал из старой клетчатой рубашки зайца. Мама сказала: лучший подарок — сделанный своими руками. Вовка маме верил. Он как раз пребывал в том жизненном периоде, когда «родители все знают». Период под названием «родители не знают ничего» был еще впереди.
Вовка выкроил две одинаковые штуковины, похожие на морские звезды. Вообще-то, это были не лучи, а четыре короткие лапы и два длинных уха. Но выглядело все вместе как несчастная звезда, которую кто-то хорошенько растянул в длину. Вовка сшил по контурам швом «назад иголку» свои выкройки. Шить его научили на уроках труда. Трудовиков не хватало. Класс не делили для отдельного обучения «женским» и «мужским» обязанностям. То девочки сколачивали скворечники вместе с пацанами, то мальчики сооружали с одноклассницами кухонные прихватки. Вывернув изделие и натолкав в него вату, под двумя самыми длинными лучами Вовка пришил пару черных пуговиц и одну красную. Это были глаза и нос. Потом Вовка воткнул четыре проволоки — усы. Заяц был готов. Второго длинноухого зверя Вовка шил быстрее: натренировался.
Теперь предстояло самое важное: запаковать шедевры в коробочки и открытки сочинить. Вовка написал все в таких случаях полагающееся: «Успехов в учебе и щастья в личной жызни». Немного подумал и подписался: «Таинственый не знакомец». У Вовки были некоторые сомнения по поводу красоты получившихся самоделок. На всякий случай он собирался остаться неизвестным, незаметно положив презенты на парты накануне Восьмого Марта. Мальчишки в классе тянули жребий, сунув записки с фамилиями девочек в шапку. Вовке попалась не Светка, с которой он сидел за одной партой, поэтому пришлось приготовить два подарка: один заяц — для толстой Ирки, доставшейся по жребию, другой — для рыжей Светки. По любви.
С таинственностью, впрочем, ничего не вышло. Училка номер отколола: выстроила девочек в шеренгу у доски и велела мальчикам вручать подарки. Первая паническая мысль была: затаиться. Ничего не дарить. Ну их, этих зайцев. И ну их, этих девчонок. Но рыжая Светка, получив чашку от хмурого Валерки, презирающего девчонок как класс, растерянно рассматривала надпись: «С 8 Марта, Наташка!». А толстая Ирка стояла без подарка, губы ее предательски подрагивали. Вовка обреченно вышел из-за парты и ткнул одноклассницам перевязанные бантиками коробки. Что характерно: обе не стали распаковывать дары в классе. Унесли закрытые коробки домой. Но с тех самых пор Вовка списывал у толстой Ирки домашние задания и контрольные по математике, а с рыжей Светкой ходил гулять в парк и на набережную. И думал, что мама таки права: лучший подарок — сделанный своими руками.
К следующему Восьмому Марта Вовка решил сшить семь зайцев: Танька была сильна в диктантах, Машка могла показать на карте все материки и океаны, Жанка ориентировалась в тайнах клеточного строения организмов, Олька наизусть знала кучу историй и дат из жизни древних греков, Янка ловко шпрехала по-немецки. Ну, и математику с личной жизнью никто не отменял. Так что семь зайцев — это программа-минимум.
Нда. Не надо больше читать. Давайте посмотрим на Вовку со стороны: мальчик опустил голову, губы дрожат, с носа свисает капля (делает вид, что не слышит нас, взрослых), худенькие плечи поднялись, как бы защищаясь от незаслуженных упрёков... А руки, тем временем, продолжают кроить очередного зайца...
Вовка-Умелые Руки сделал 2 подарка:
для той, кому симпатизирует - безвозмездно, то бишь ДАДОМ; для той, которая ему выпадет по жребию - так же бескорыстно, но по долгу службы. При этом ему не хотелось себя афишировать ("таинственный не знакомец") и он не рассчитывал на ответную реакцию в ближайшем будущем. Толстая Ирка, распаковав подарок дома, оценив поступок и расчувствовавшись, наверняка сама, по доброй воле, видя Вовкины затруднения с учебой, предложила ему списывать домашние задания или контрольные. Он такого и не предполагал.
И лишь потом возникли "наполеоновские планы", то есть пацан придумал "натуральный обмен".
А, что, было бы лучше, если бы он угрожал: "А ну дай списать, а то щяс как дам больно!" Или вы хотите, чтобы он просто тратил время и силы и отдавал зайцев задарма тем девочкам, к которым не испытывает тёплых чувств? Ну, не дурак же он.
Лишний раз убеждаюсь в том, что любой случай можно трактовать по-разному. Факты: - Вовка сам сшил игрушки и подарил их девочкам; - после подарка он стал списывать у толстой Ирки; - Вовка решил сшить к следующему 8 марта 7 зайцев, чтобы девочки ему помогали. Все остальное - наши домыслы. Одним рассказ про Вовку нравится от и до, другим - нет. Мне не нравится, хотя, бесспорно, Вовка - не дурак. Не нравятся заведомо эксплуататорские планы Вовки по отношению к другим девочкам класса, не нравится факт списывания домашних и контрольных, не нравится отношение к толстой Ирке, которое не изменилось ни капельки, хоть они начали больше общаться (надо же как-то регулярно списывать).
Автор, (думаю, что он - мужчина), все-таки молодец, этого не могу не отметить - попадание в ЦА форума - практически 100%. Рассказ нравится многим взрослым, в энное время пережившим подростковый возраст, но в первую очередь предназначен для детей. Какой урок вынесет ребенок, прочитавший этот рассказ самостоятельно (без взрослых), если вдруг окажется не столь трудолюбивым, как вышеописанный Вовка? Станет ли он просто дарить подарки в расчете, что ему дадут списать, или подойдет и, угрожая, скажет: "А ну дай списать, а то щяс как дам больно!"(С)?
Догадалась, что этот рассказ вышел из-под вашего пера)) И, хоть не голосовала за вашу работу, а больше критиковала (в своем видении), прошу принять и от меня поздравление с почетным призовым местом.
Добралсо и прочёл, наконец. Прости, брат, что так позорно опоздал с поздравляшками :( Но ехал я на тройке, запряжённой:
черепахою улиткою и одноногим марафонцем У. Поспешайло.
(Ниже идёт длиннопост, не разжыгания ради, а высказаться для).
Не мне разбирать ценность твоего текста: в "литературе для детей" я разбираюсь даже меньше, чем во внешней политике России, а всем известно, что во внешней политике России я не разбираюсь вообще. Поэтому не фигурировал и даже не голосовал. И даже не читал почти, а только именитых песцов, навроде тебя и Светика :) А, нет, пока только тебя.
Ну, короче: профессиональная "Детская литература" не может меня заставить читать её. Даже по работе. Даже под угрозой расправы. Я ей не верю, да и всё. В децтве верил, а теперь нет. И я считаю этот жанр одним из самых манипулятивных, циничных и коммерциализированных (в плохом смысле). Когда мне зачем-либо приходится пролистать детскую книжку, я делаю это быстро и не вникая. Я знаю, ЧТО там. Сам я такое не буду писать никогда. Одновременно с этим я понимаю социальную необходимость и цивилизующую значимость данной™ литературы. Трагическая неразрешимость этого противоречия такая сильная, что даже кушать не могу!
Но, являясь всемирно известным психотерапэутом, вполне допускаю, что в анамнезе здесь - проф. деформация. А может, истоки этой хронической идиосинкразии идут от жгучей ненависти к "детским" писателям, которые однажды рассказали мне и про Карлсона, и про д. Мороза, про спящую царевну и Колобка с тремя толстяками. Я в них верил, как в бессмертие и машину времени.
И прикинь - я вырос и обнаружилось, что всё это блеф, враньё и "копирайтинг"! С пяти лет я поглощал, не пережёвывая, погонные метры историй про тех, кого никогда не было, нет и не будет!
А про то, как всё на самом деле, пишет только постмодернист Пелевин, жулик Мавроди, да иногда я сам. Короче, нас таких трое. Остальные - маркетологи-сказочники, закладывающие в беззащитные мозги будущих людей основы шизофрении и инфантильной никчёмности.
Именно так я и думал всю свою взрослую жызнь. Пока не прочитал этот твой текст. Ок, теперь я расколдован, а Снегурочка с Мойдодыром и Змей-Горынычем вернулись ко мне из ссылки и уже никуда не денутся. "Вы, профессор, будто омолодили меня!"
Ну-с, по сабжу. Мне показалось, что сдержанность и немногословие давались тебе с изрядным скрипом, э? Я бы вот, не зная авторства, и не подумал бы, что это - ты. Скажем так, я удивлён (в хорошем смысле :)
Ладно, чо то я расчирикался, пора и честь! Поздравляю в общем. С пьедестала не слезай, там и сиди :)
Поэтому считаю его круче большинства как с прошлых, так и с нынешнего конкурса. Рассказ может быть смешной или динамичный, но настоящее мастерство, если его можно спустя какое-то время прочитать снова и он вызовет те же эмоции.