Биржа копирайтинга Антиплагиат SEO-анализ текста Адвего Лингвист Проверка орфографии

Антиутопия Адвего — Форум Адвего

боковая панель
Конкурсы / Антиутопия Адвего / первый тур
Антиутопия Адвего - литературный конкурс! - Обсуждение конкурса
tio
Гробование / #34 / tio

Дворец был выстроен согласно проекту: в виде органа Петра Вострова, на котором он играл в памятный всем день Озарения. Сложенный из красного и белого камня, архитектурный шедевр новой культуры вздымался вверх аркбутанами и пинаклями, подпирая небо серебристыми трубами на высоте более километра.

Андрей стоял в очереди уже пятый день. На Чистом поле собрались тысячи вольных заявителей; медленно извивающиеся людские змеи ползли к приземистому отборочному пункту, больше похожему на гигантский, утопленный по самую крышу дот с толстыми стенами, – единственному зданию, через которое можно было попасть в юбилейный комплекс.

Тент Андрея видал виды – его на скорую руку сшивали всей семьей. Прибывших заявителей снаряжали, чем могли, у некоторых были даже быстровозводимые будки из «Гиргеи», такое уж точно не каждый мог себе позволить. У кого-то были толстые мешки с электроподогревом, с замками, каркасами из телескопических трубок, некоторые даже полностью автономные – с дисплеями и звукоизоляцией.

Андрей твердо решил, что все это лишнее (тем более, что у него ничего такого и не было), но мать все повторяла, что несколько дней на асфальте требуют хоть какого-то укрытия. «Ничего, поставишь небольшой тент, хотя бы контрабас не намокнет».

Контрабас – это был повод. Андрей вбухал в него все сбереженные деньги с зарплаты и с халтур за последние полтора года. Предъюбилейный год он пропустил, хоть и стыда набрался немало, но денег тогда на нормальный инструмент не собрал, пришлось экономить, плохо питаться и носить обноски. Итог того стоил – инструмент он взял достойный, мастеровой, по личному заказу. Хороший инструмент – половина успеха, так что изрядный шанс на прохождение он себе обеспечил.

К утру финального дня он дождался своей очереди на вход в отборочный. Железные двери по гудку распахнулись, и Андрея встретил администратор, проведший его в кабинет к отборщику. Шли недолго: всего два поворота, три двери и метров сто по свежему линолеуму. За дверью стоял стол и два стула по разные стороны. В одном из углов располагалась большая ширма с зеркальными стенками. Кабинет был просторный, с окнами и паркетом. Андрей помнил истории знакомых заявителей, которые проходили интервью в таких помещениях, что впору только крыс из-под стола выпинывать: жалкие каморки без окон, в подземных этажах, да и тащиться в них приходилось через сырые темные коридоры, увитые трубами с хладагентом, или что там в них еще течет.

Отборщик сидел перед ним в стандартном форменном костюме – огненной расцветки рубашка, безрукавка и брюки, на плече черный квадрат, вписанный в белый круг. Гробователь со стажем.

– Итак, вы с контрабасом, – сказал отборщик, глядя в свой блокнот.

В словах не было никакой вопросительной интонации, но Андрей решил отвечать на все, чтобы показать свою решительность.

– С контрабасом. Двойной бас гамба из мастерской Геннадия Порохова.

Отборщик с интересом взглянул на Андрея из-под мелированного чуба. Он явно подражал одному из образов Вострова.

– Красивый инструмент, известный мастер. Я вижу, у вас есть вкус.

– Ну, все-таки юбилей.

– Да, юбилей.

Отборщик посмотрел в потолок.

– Анкету вашу мы изучили. Сразу скажу, у вас хорошие шансы. Контрабасистов в этом году кот наплакал. К тому же сейчас много самозванцев. Многие пытаются нелегально заделаться под гробователя. Минимум треть из тех, кто на площади, вы знаете об этом?

– Знаю, – с горечью сказал Андрей.
Всем прописанным гробователям было известно, что у интервью есть три развития событий: либо заявителя берут, либо разворачивают до следующего года, либо раскусывают как самозванца и увозят в трудовую коммуну на веки вечные. Перекинуться пытались все: барды-самоучки, рокеры-гитаристы, джазисты, классические. Позорище! Да и не только они, были вообще те, кто инструмент и в руках не держал: всякие там доктора, учителя, рабочие. Таких сразу раскусывали. Отправлялись они пожизненно таскать камни за чашку чая и тарелку каши вместо вожделенных гонораров.

– Но вы-то прописаны с детства, учились, в вашей карточке все это есть. В который раз заявляетесь?
– В пятый.

– Вот видите, в пятый! Да нам и анкета ваша не нужна уже! Вы стреляный воробей, так сказать, мы вас как облупленного… – он опять посмотрел в блокнот, – вы же во втором году родились?

– В первом.

– Вот видите, в первом! С самого начала в новом мире, в новой культуре! Счастливчик!

Он перешел на серьезный тон.

– Тридцатый год – год особенный. Большой юбилей для нашего общества! И официальный Год гробования, согласно плану. Главный исполнитель лично распорядился усложнить процедуру приема участников для праздника Озарения. Поэтому я вам задам несколько важных вопросов.
Андрей собрался и в полной боевой готовности посмотрел отборщику прямо в глаза.

– Когда было изобретено гробование?

– Пятнадцатого июля десятого года, когда Главный Исполнитель посетил концерт Петра Вострова, – не задумываясь, произнес Андрей. – Востров под впечатлением от посещения Исполнителя неожиданно для всех и себя начал особым образом бить по клавишам. Это сильно расстроило оркестр, но вдохновило Главного. Известно, что к Вострову уже подбежала охрана, но Главный со своего места разрешил ему продолжать, а через несколько дней разработал концепцию культуры гробования, как замену фактически умершей на тот момент старой музыки. Дата их встречи была названа днем Озарения.

– Да… – задумался отборщик. – Востров еще первое время пытался говорить, что действовал, так сказать, в аффекте. Знаем мы эти аффекты. – Он вдруг стал поправлять туго застегнутый воротник рубашки.

Андрей никаких таких подробностей не знал, но решил, что лучше дать отборщику выдержать театральную паузу. Оставив свою шею в покое, тот продолжил.

– Прекрасно. Историю вы знаете. Теперь перейдем к вам. На чем вы лично гробовали?

– Начинал с мелочи: флейты, перкуссии, укулеле. Потом освоил гитару, балалайку, баян. Но моя истинная страсть – контрабас.

– Да, неслабый у вас диапазон. Вам бы с госоркестром работать.

Андрей не сдержал радостной улыбки. Отборщик оставался предельно серьезным.

– Я слышал, вы вывели на чистую воду одного гитариста. Как это произошло?

– Да элементарный случай, – заскромничал Андрей. – Пришел как-то в ресторан, а там так называемый джем. Семь лет назад это было, тогда всякие ревизионисты новую культуру пытались натянуть на старые формы: гробовали на джемах, на квартирниках, в опере. Как будто в эти рамки можно такой глобальный пласт вместить.

– Вы правы, невозможно.

– Ну и я пошел на джем, меня позвали, сказали – только прописанные будут. И тут один гитарист вышел. Я сразу заметил: гробователь из него так себе. По повадкам явно был не прописанный, косил под Хендрикса или Кобейна, а среди всяких сомнительных гитаристов они считаются прототипами гробователей.

– Бред! – кивнул отборщик. – А вы что?

– А я что? Я подошел к бару и спросил, где патрульная кнопка. А уже потом, когда этого забрали, мы показали на сцене, что такое третий курс ВГИ.

– Поучительная история.

Возникла пауза.

– Я надеюсь, вы понимаете, что мы здесь не одни.

– Конечно.

– И пока никто не позвонил.

– Я знаю, обычно быстро звонят.

Отборщик откинулся на спинку стула.

– А это значит, что вы идете на проверочный тест. – Андрей не верил своим ушам. Отборщик указал на ширму. – Приступим!

Он встал и отодвинул массивные стенки с зеркалами. За ними стоял верджинел!

О, это будет сложно, чертовски сложно!

– Вы знаете, что делать.

Андрей знал. Он привычно подошел к ящику с аксессуарами и набрал код гробователя. «Еще одна маленькая проверка. Что бы выбрать, что бы выбрать?»
Он достал тяжелую кувалду. Встал в профессиональную стойку, настроил дыхание на нужный ритм.
Удар вышел на загляденье – прямо посередине клавиш – мощный, размашистый, как будто он гробовал по таким инструментам всю жизнь. Отделка из перламутра, щепки красного дерева и куски клавиш вдарили шрапнелью по стене. Струны лопнули, издав прекрасный вдохновенный гул. Весь корпус верджинела треснул посередине и буквально хирургически разошелся на две почти равнозначные половинки.
Наступившую вечность прервал резкий звонок.

– Да, – сказал отборщик. Его глаза на мгновение округлились. – Да! Принято!

Он встал и произнес:

– Поздравляю, вы прошли.

Андрей медленно опустился на стул.

– Вы в курсе, что в юбилей Главный готовит особый сюрприз для народа. Гробование пройдет в два этапа! Первый осуществит оркестр, дальше подключится армия. Надеюсь, вы осознаете всю ответственность. Вы – гробователь, герой новой культуры! Один из немногих; рыцарь, чье имя войдет в списки удостоенных. На подготовку будет достаточно времени. Многие из оркестра уже во дворце, вас проводят до шаттла.

Тот же администратор повел его по коридорам.

Андрей шел на негнущихся ногах. В организме скакали гормоны и ревели воспоминания. Как долго они к этому шли! Не только он достиг всего, что было возможно – вся семья теперь будет пользоваться плодами его достижений. Гонорар, льготы родителям, преимущества при поступлении младших. Брата, возможно, возьмут в городок правительства. С дяди снимут обвинения. Все будет лучше, чем можно было представить.
Андрей внес в шаттл контрабас и сел рядом с незнакомым скрипачом.

– Поздравляю, брат! – радостно похлопал тот его по спине. – Нам чертовски повезло.

– Поздравляю, – повторил Андрей шепотом. Его трясло. Говорить совсем не хотелось. Весь его свободный прописанный организм гудел после финальной стадии отбора.

***

Сотням тысяч коммунаров разрешили смотреть трансляцию вместо работы. Они сидели прямо на земле – жалкие, но эффективные винтики великой техногенной матери, кормящей высшее человеческое общество, общество ценителей настоящей реальности, общество устремленных вперед. На экранах горел божественной подсветкой очередной дворец Озарения. Этот день въезжал в историю нерушимым монументом, самым большим и запоминающимся на много лет вперед. На окраинах Чистого поля стояли развернувшиеся ракетные комплексы, направленные на километровый дворец-орган, готовые ко второму этапу юбилейного гробования.

Написал: tio , 21.10.2019 в 15:55
Комментариев: 99
Комментарии

Показано 31 комментарий
UlchikKiwi
За  5  /  Против  3
UlchikKiwi  написала  21.10.2019 в 19:35
Круто.

                
Еще 6 веток / 6 комментариев в темe

последний: 21.10.2019 в 20:06
prepod100500
За  5  /  Против  0
Лучший комментарий  prepod100500  написал  25.10.2019 в 19:34
Просто жесть. И как такое только могло прийти в голову трезвому человеку...
Плюс.

                
prepod100500
За  1  /  Против  0
prepod100500  написал  30.12.2019 в 22:19  в ответ на #8
Еще раз снимаю шляпу. Чудесный рассказ, жаль что его недооценила местная общественность.

                
tio
За  1  /  Против  0
tio  написал  31.12.2019 в 16:45  в ответ на #87
Мастер, благодарю за высокую оценку!

                
prepod100500
За  0  /  Против  0
prepod100500  написал  31.12.2019 в 16:53  в ответ на #91
Какой же я мастер? Скорее любитель. )

                
tio
За  0  /  Против  0
tio  написал  31.12.2019 в 16:59  в ответ на #94
Ну, если рановато мне раздавать звания, считайте обращением, хотя, среди меня это ничего не меняет! Удач, успехов, скорейшего перехода в Высшую лигу! ((:

                
prepod100500
За  1  /  Против  0
prepod100500  написал  31.12.2019 в 17:06  в ответ на #96
Спасибо! Вам так же успехов и удачи на новом попроще!

                
Konctanciya
За  3  /  Против  0
Konctanciya  написала  26.10.2019 в 12:35
Я уже начала подумывать, что десять тысяч знаков – это зло. Но вот же, вот же прекрасный пример того, как можно их грамотно собрать в кучу. Все на месте, нет лишних деталей. Рассказ прекрасный. Вроде и тема узкая, но и близкая почти каждому: музыку-то все слушают, наверное. Хорошая такая претензия на второй тур.

                
Kaurri
За  6  /  Против  1
Лучший комментарий  Kaurri  написала  26.10.2019 в 14:47
Очень противоречивые впечатления от работы. Стиль - весьма и весьма, после первых абзацев настроилась на годноту. А потом как-то все пошло наперекосяк - затянули с разъяснением этого гробования, ловила себя на раздражении (наверное, я нетерпеливая :), само разъяснение в конце оказалось и ожидаемым, и неожиданным, но оттого не менее разочарующим. Если убрать проработанные детали и выверенный стиль, остается уничтожение музыкальных инструментов и взрывы дворцов в виде музыкальных инструментов предположительно с геноцидом самих гробователей (в последнем не уверена). Эм, озадачена. Наверное, я что-то упускаю.

                
Еще 2 комментария

последний: 26.10.2019 в 15:20 в ответ на #10
Nanali
За  1  /  Против  0
Nanali  написала  20.11.2019 в 19:01  в ответ на #10
Термин "гробование" - это чисто авторское, его можно было бы заменить любым подходящим по смыслу. Но мне нравится:)

А концепция очень проста. Общество, где красоту видят в уничтожении, а не созидании.

Вместо игры на музыкальных инструментах - их публичное уничтожение, а публика наслаждается не мелодиями, а звуками разбиваемого контрабаса, рояля, органа. Чем лучше инструмент, тем больше удовольствие публики, когда его разбивают. Вместо почета и аплодисментов лучшим исполнителям - залп ракет, разрушение и смерть как высшая награда. И люди принимают это как должное.

А поскольку есть Главный Исполнитель, то есть главный по разрушению.... Представить все остальные стороны жизни, помимо искусства, очень легко. К тому же кое-что и очерчено описанием коммунаров-винтиков.

Эстетика, вывернутая наизнанку. Не самая новая (но и отнюдь не распространенная) идея в литературе, но больно уж хорошо написано.

                
Kaurri
За  0  /  Против  0
Kaurri  написала  27.11.2019 в 14:00  в ответ на #60
Ну, не знаю. Написано и правда сильно - в деталях, полунамеках, рука мастер чувствуется, это да. А вот смысловая нагрузка рассказа от меня ускользнула, я вижу, что здесь определенно есть контекст, но я не докопалась до него.

Ваше объяснение мне понравилось, оно совпадает с моим. Но в контексте антиутопии оно мне видится неубедительным, в рассказе оно не развито. Именно поэтому я озадачена в комментарии выше. Уничтожать, а не творить, ок - и все? Для меня это по-прежнему стильно сбитый абсурд, написанный ради абсурда. Вполне возможно, я не разгадала язык автора.

Возможно, речь о военных проблемах и разрушениях, возможно, о репрессиях 30-х гг прошлого века, кто знает. Но меня не проняло - когда читаю, я или сопереживаю нарисованной вселенной/понимаю ее боль и проблемы, либо не сопереживаю и не понимаю проблемы. В этом рассказе второй случай. Одного стиля для плюса мне мало. Я за сильные идеи, которые поданы внятно. Не на блюдечке - я согласна и на полунамеки, но такие, после которых не нужно гадать, что пытался донести автор. Возможно, у меня стереотипное мышление, но именно в этой антиутопии мне не хватило эпичности и внятности.

                
Nanali
За  1  /  Против  0
Nanali  написала  27.11.2019 в 19:14  в ответ на #76
А я как раз проблему понимаю. Причем одно с другим взаимосвязано - и "жалкие винтики" коммунары, и грандиозный дворец, предназначенный к разрушению, это звенья одной цепи. Общество, в котором воспевают красоту смерти - с подачи верхушки, конечно. Потому коммунары и жалкие, что они живут и трудятся как муравьи, и смерть у них будет такой же, жалкой и незаметной. А высшая честь, яркая смерть на пике славы, доступна только избранным...

Кстати, ГГ прекрасно понимает, на что идет и что его ждет. Он достиг всего, чего возможно... а плодами достижений будет пользоваться его семья.

Это не репрессии, нет. И не война. Это государственная идея "жизнь за идею", доведенная до невозможного предела.

                
Kaurri
За  0  /  Против  0
Kaurri  написала  27.11.2019 в 19:34  в ответ на #78
Что гг понимает, на что идет, согласна. В остальном - красоты идеи рассказа не уловила. именно к этой "жизни за идею" я и не прониклась, она не вызывает эмоций и сопереживания, подозреваю, именно из-за своеобразия и абсурдности подачи этой идеи. В голове после каждого эпизода крутится "ну, ок, и?", "ну, ок, и?" - а потом их всех взорвут. ну, ок.) как-то так.

                
Nanali
За  0  /  Против  0
Nanali  написала  27.11.2019 в 19:43  в ответ на #79
Разное восприятие:)

                
Kaurri
За  1  /  Против  0
Kaurri  написала  28.11.2019 в 03:50  в ответ на #80
в этом - отдельная прелесть конкурсов: можно посмотреть на мир глазами авторов и глазами других читателей) обожаю такие движухи)

                
Еще 3 ветки / 3 комментария в темe

последний: 27.10.2019 в 06:48
DELETED
За  5  /  Против  1
Лучший комментарий  DELETED  написала  28.10.2019 в 15:02

                
Еще 5 веток / 5 комментариев в темe

последний: 28.10.2019 в 15:29
DELETED
За  6  /  Против  2
Лучший комментарий  DELETED  написала  04.11.2019 в 13:49
Споткнувшись об один из органов, глаз пролетел до чего то совсем уж знакомого: чёрного квадрата, вписанного в белый круг, пусть и не на красном фоне (дак и квадрат же!).
Увы и ах, всё дальнейшее оказалось предсказуемым.

Пойду перечитаю первоисточник.
Встречай меня, Брэдбери!

                
DELETED
За  1  /  Против  0
DELETED  написала  05.11.2019 в 12:08  в ответ на #37

                
Elena_Yakshina
За  0  /  Против  0
Elena_Yakshina  написала  09.11.2019 в 14:55  в ответ на #38
Прошу прощения, что встреваю. "Улыбка" Брэдбери. Ассоциации однозначные. По крайней мере, для меня...

                
V_Badulin
За  2  /  Против  0
V_Badulin  написал  22.11.2019 в 23:42  в ответ на #38
У меня была ассоциация с "451 градус по Фаренгейту".

                
DELETED
За  0  /  Против  0
DELETED  написала  02.12.2019 в 14:55  в ответ на #61
У меня тоже.

                
Еще 10 комментариев

последний: 10.11.2019 в 11:09 в ответ на #37
DELETED
За  0  /  Против  0
DELETED  написал  06.11.2019 в 10:43
Прочитал, задумался, местами даже восхитился. Люблю творчество Кобейна и считаю приводить его в пример в данном контексте не совсем уместно. Пока "прочитал", но это пока...

                
lucky_bee
PRO
За  0  /  Против  0
lucky_bee  написала  10.11.2019 в 10:49
Это просто ужасно!
Автор, вам плюс.

                
DELETED
За  0  /  Против  1
DELETED  написал  12.11.2019 в 10:27
Это волшебно, большое спасибо!

                
Iozef
За  2  /  Против  0
Iozef  написал  12.11.2019 в 22:05
Оригинально, не спорю. Наверное, лучшим комплиментом, который я могу сделать автору, будет откровенно сказать, что такие рассказы я не люблю и у моих любимых мэтров, их мне читать неинтересно. Того, на чём хотелось бы остановить взгляд не выявлено, куда идёт сюжет проясняется вскорости, поэтому многозначительные хождения вокруг церемонии гробования кажутся довольно нарочитыми. Ракеты? А почему нет, разрушать, так до основания, это логично :) Ну... прочитала )

                
Lunzera
За  3  /  Против  0
Lunzera  написала  15.11.2019 в 09:16
Сначала Орган, потом непонятная страсть к контрабасу, потом Кобейн, потом.. о озарение, да нет, не может быть, в конце вопрос - они что спецом строили и создавали инструменты, чтобы их разрушать?
ну да, книги жгли, почему бы нет
судя по восторженным комментам это почти финал, но не для меня...

                
Отправка жалобы...
Спасибо, ваша жалоба принята
Вы уже жаловались
Публикация комментариев и создание новых тем на форуме Адвего для текущего аккаунта ограничено.
Подробная информация и связь с администрацией: https://advego.com/v2/support/ban/forum/1186
Жаловаться можно только на чужой комментарий
Избранное
Добавить в избранное
Имя
URL
https://advego.com/blog/read/dystopia/5701734/?l=1&n=25&o=0
Условия конкурса Регистрация