Тварь беззвучно плачет. Она сидит в темноте кухни прямо на полу, прислонившись к холодильнику и в страхе давится слезами. Только плечи немного подрагивают, да в горле сжимается огромный бугристый комок, не давая дышать. Хочется кричать, громко, до звона в ушах. Но Тварь не умеет кричать. Тот сбивающийся покорный полушепот даже не ее голос. Он, как и все остальное, принадлежит Ему.
Загудевший холодильник опять пронзает нервы электрическим током. Хрупкое тельце конвульсивно сжимается. Сердце замирает. Время останавливается. К сожалению, сердце всегда начинало биться снова. Терпи-терпи-терпи.
Левая рука уже давно слушается с трудом. Расплата за неуместную улыбку. Собака виляет хвостом. Кошка мурлыкает. Их любят за то, что им хорошо. Это кажется фантастическим. Немыслимым. Мечтой.
С вечера до утра ее зовут Тварь. Она должна это помнить. Тварь-Тварь-Тварь. Когда пройдет оцепенение, Тварь, затаив дыхание, прокрадется к дивану, ляжет на него и заснет. Если конечно можно назвать сном забытье минут на двадцать, прерываемое приступами панического страха. Потом, еще в темноте, Тварь встанет, приготовит завтрак, потратит остатки времени на то, чтобы превратить себя в Анну и тихо, на цыпочках, уйти на работу.
Коллеги говорят, что Анне идет молодежный стиль. Молодежный стиль. За последние 3 года она так похудела, что без труда влезает в свою школьную одежду. Аккуратность до педантичности, бережливость до скупости и замкнутость до полной изоляции. У Анны все хорошо. Анна холодна и неприступна. Анна не Тварь. Тварь сейчас скулит на темной кухне.
Вслушаться в тишину. Подтянуться, схватившись за трубу. Предательски подкосившаяся нога вынуждает опереться на стол. В ужасе наблюдать, как с него падает открытая бутылка виски. В отчаянии упасть в вонючую лужу спиртного. Как же она ненавидит этот запах. Это конец. Милости не будет.
Дрожащими пальцами Тварь нащупала ручку ящика стола. Достала нож. Острый. Они всегда остро наточенные, поэтому непослушные пальцы всегда в порезах. Неожиданно заглянувшая в прорезь штор луна испугала Тварь так, что нож едва не выпал из рук. Тело качнулось вперед, колени скользнули по вонючему виски и Тварь ткнулась носом в мокрый пол. По щекам потекли слезы. Настоящие. Впервые.
Уходя на работу, Анна равнодушно посмотрела на закрытую дверь спальни, где Он, должно быть, уже запачкал все простыни своей кровью. Какое Анне до этого дело? Его растерзала Тварь. Он сам был Тварью. В мире людей до этого нет никакого дела. Анна это точно знает.
Почитала комментарии третьего тура к этой работе и обрадовалась. Не тому, что рассказ вышел в финальный тур (это было вполне ожидаемо), а тому, что изменился подход читательской аудитории - или высказываться стала другая часть этой самой аудитории, рассмотревшая не только острую ситуацию, но и литературные и психологические достоинства произведения. Еще раз спасибо автору за отличную работу, а читателям - за мою серьезно пошатнувшуюся было веру в человеческое здравомыслие:)
Рассматривать такой глобальный вопрос, как человеческое здравомыслие через призму одной бытовой байки... Не слишком ли вы увлеклись конкурсом? Укажите лучше на шикарные литературные приемы, логичность, новую мысль и т.п. достоинства. Если найдете - зауважаю очень сильно )
Не одной:) Я и под другими работами комментарии почитала:)
Что касается литературных приемов.... Я не критик, но попробую. Первое. Стиль. Это один из немногих рассказов, на 70% написанный короткими предложениями из 3-7 слов. Простые предложения всегда придают повествованию динамику и напряжение, но работать с ними очень сложно; сложносочиненные и сложно подчиненные (по подсчетам исследователей, занимающие 50-65% литературных текстов) и несут не только лексическую, информативную, но и эмоционально-образную нагрузку - успешно переложить эти функции на максимально простые языковые конструкции под силу не каждому. Автору это удалось. Второе. Наличие образных выражений с высокой смысловой насыщенностью. "С вечера до утра ее зовут Тварь" - семь слов полностью описывают ситуацию. Именно из этой фразы без долгих объяснений вытекает, что речь идет о постоянных (семейных, как решило большинство) отношениях. "Аккуратность до педантичности, бережливость до скупости и замкнутость до полной изоляции" - очень краткая и очень полная характеристика Анны. И так далее. Третье. Динамика действий героини рассказа. Показан не просто эпизод из жизни, а кульминационный. Приведу пример, который очень любит озвучивать мой друг, профессиональный фотохудожник, когда ведет мастер-классы: "Зайца каждый дурак сфотографирует. А ты сфотографируй зайца в прыжке, и чтоб не одна лапа не размазалась, а если размазалась, то чтоб все решили, что так и надо". Думаю, понятно, о чем я. Четвертое. Психологическая достоверность литературного героя. Об этом уже писала в посте выше, повторяться не буду; напомню только, что во все времена восприятие читателями героев "как живых" - высший комплимент для автора. Пятое. Отсутствие противоречий. Стиль - един, героиня - цельная (было много рассказов, где читаешь и периодически недоумеваешь - о ком идет речь, о светской женщине или базарной торговке, маленьком мальчике или студенте ВУЗа, так меняется речь, мысли и поведение), развитие сюжета - логичное: привычное состояние - мелочь, явившаяся последней каплей и подтолкнувшая к действию - действие (за кадром) - финал. Шестое. За "действие за кадром" особый плюс автору. Абсолютно уверена, что если между предпоследним и последним абзацем было бы еще что-то типа "Замирая от ужаса, Тварь на цыпочках подошла к кровати. Послушала дыхание. Покрепче сжала рукоять ножа. Не выскользнул бы. Занесла нож и прицельно вонзила его туда, где под простыней билось жестокое сердце..." и т.п., мое - и не только мое - отношение к рассказу было бы совсем другим. Кстати, писать в стиле рассказа у меня не получается, как видите, хотя бездарностью себя не считаю.
"...сложносочиненные и сложноподчиненные (по подсчетам исследователей, занимающие 50-65% литературных текстов) ПРЕДЛОЖЕНИЯ (без и) несут...." далее по тексту.
Терпеть ненавижу разбирать художественное произведение по косточкам (неизгладимое впечатление произвел в 6 классе разбор стихотворения Пушкина "Деревня"), но за свои слова надо отвечать, поэтому пришлось накатать комментарий в три раза длинней рассказа. Эх, мне бы лаконичность автора!:)))))
Кстати, для каждого поколения неприемлемы и непонятны некоторые вещи, кажущиеся естественными для человека иного возраста. Я никак не могу понять смысла замены букв цифрами. Была группа "Ума Турман", но почему-то они переименовали ее в "Ума дварман". Именно так для меня звучит их нынешнее название.
Это совсем другая история. Дело в том, что просто взять имя актрисы Умы Турман и так назвать группу - это , грубо говоря, плагиат. Все равно, что украсть торговую марку или товарный знак. Ее имя само по себе ценно и имеет определенный вес. В мировой практике в порядке вещей в таких случаях судиться. Не у нас, конечно))) Мы еще "хромаем" в плане авторских прав. А участники группы и дань уважения любимой актрисе отдали, и воровства избежали. Все очень просто. Кстати, я ее тоже очень люблю))
Нет, ну у Вас, простите, совсем нет чувства юмора. Это, видимо, действительно, разница поколений. Говорим на разных языках... Это не искажение фамилий, как Вы изволили выразиться, а своеобразная аллюзия, "намекание", на актрису. Впрочем, если у Вас техническое образование, то Вы не поймёте. Это из области литературы. Еще раз, обидеть Вас не хотела никоим образом.
Да не глупость! А выражение, которое потеряло свою образность и потому неуместное и немного нелепое. Язык - как живой организм: слова рождаются, взрослеют, стареют и умирают. Это нормальный процесс. А это выражение "умерло".
Тогда чуть жестче: Ваш ник для меня читается как Аленчетыреик. Мне смешно, но я хихикаю втихаря, не крича об этой несусветной неграмотности на весь форум.
Улыбаюсь от души))) Это совсем не жестко, что Вы! Можете хихикать и не втихаря. Меня это совсем не задевает. Я даже рада, что доставила своим ником такие положительные эмоции. P.S. я надеюсь, что Вы все-таки прочитали мое имя? Если нет - давайте познакомимся. Меня зовут Алёна. Для друзей- Алёнчик. Вы все же его прочитали правильно и немного кокетничаете? Так ведь?
А то, что цифра "4" уже давно читается как буква "ч", понятно даже младенцу)))
Так я ведь не младенчик. Вы не желаете понимать, что это выражение звучит для нас вполне приемлемо, но хотите убедить меня, что использование цифр вместо букв нормально. У каждого времени свои песни.
Нет, не умерло, я его как минимум раз в неделю слышу от своих приятелей - журналистов, туристов-водников, горнолыжников, музыкантов, даже бизнесменов, работников краевой администрации и преподавателей академии культуры. Очень образованных и умных людей. Вы просто в таких кругах не общаетесь, вероятнее всего, в силу возраста.
Дался Вам мой возраст! И общаюсь я в самых разных кругах, с самыми разными людьми. Так что Вы зря пытаетесь меня как-то задеть))) И зачем же Вы так подрываете авторитет таких уважаемых людей, честное слово?!
Извините, но давайте закроем дискуссию не по теме, пока Вы не сорвались и не наговорили незнакомому человеку грубостей. А то уже близко:)) Да и флуд не приветствуется.
О чем Вы? Я даже не собиралась ничего такого говорить. Тем более - срываться. Это даже смешно. Надо просто чувство юмора немного иметь и не обижаться на простые вещи. Ладно, закрываем тему, а то у меня вся работа встала, пока я с Вами болтаю)))
Это фраза звучала в фильме, вышедшем на экраны в начале восьмидесятых. Возможно, для Вас что-то уже стерлось, а для меня и круга моих друзей по-прежнему актуально и иронично. Потому что в 80-х годах нам было по 16-17 лет, а полученные в это время впечатления запоминаются навсегда. И фразы героев фильмов, которые нравились в юности, никогда не будут звучать неграмотной речью.
Я давно заметила, что разные поколения сейчас разговаривают на разных языках. Молодежь не знает наших цитат, фразочек, анекдотов, песен.... Потому общаться от души можно только в своем возрастном кругу. Это не плохо и не хорошо, это просто факт.
Да при чем тут молодежь? Мне, кстати, тоже не 18 лет)) Просто не надо застревать в прошлом. Впрочем, говорите, как хотите, я Вам просто посоветовала. Хотя, как говорится, советы... нужны окружающим в последнюю очередь )) С уважением.
А теперь вам мой плюс! Очень ясно и четко обозначили основные стилистические особенности. Абсолютно с вами согласна, только пожалела времени на письменный анализ. И до сих пор в эмоциях блуждаю по тексту и в кучку мысли собрать не могу. Я бы еще про сюжетный ход добавила: "раздвоение" на Анну и Тварь. Просто тварь много потеряла бы как образ без такого противопоставления.
Нет, просто замечательно, что Вы не пожалели времени на столь подробный анализ, было очень интересно, спасибо). Эх, жаль, ни разу не попадался рабор такого уровня не рассказа, а инфо-статьи...
"Левая рука уже давно слушается с трудом. Расплата за неуместную улыбку. Собака виляет хвостом. Кошка мурлыкает. Их любят за то, что им хорошо. Это кажется фантастическим. Немыслимым. Мечтой."
Вы считаете, что здесь передана динамика короткими предложениями? Динамика - это действие. Какое действие в этом абзаце? Чем обоснована эта рубленность? И, соответственно, к чему в данном контексте относится: "Это кажется..."?
"Встала. Помылась. С утра до обеда в ненавистной школе. Ненавижу Галину Александровну, она цепляется ко мне, даже если виновата Полина. Не зря Влад называет ее дурой. Дура она и есть дура вместе со Снежаной..." - отрывок из дневника 9-летней школьницы. Это стиль или художественный прием?
"Неготовность", тем не менее, не помешала оправдать данный "ходожественный прием" в обсуждаемой работе. Ну и ладно. Буду планировать на 29 более интересное занятие, чем и Вам желаю)
Андрей, вот вспомни себя маленького, когда слезы душат и сказать то, что хочешь можешь только отрывистыми фразами. Со временем думать начинаешь так, как говоришь.
"Аккуратность до педантичности, бережливость до скупости и замкнутость до полной изоляции" - очень краткая и очень полная характеристика Анны".
"аккуратность переходит в мелочную педантичность, бережливость - в скупость. Индивидуальные черты личности стираются, кругозор и интересы сужаются, связи с окружающим миром утрачиваются" - это краткие и очень полные признаки алиментарного маразма [ссылки видны только авторизованным пользователям]
А ты считаешь, что нормальный человек в трезвом уме способен убить себе подобного? Да, годы унижения уничтожают нормальное восприятие окружающего мира и угнетают психику.
Спасибо, коллега! Взяли на себя удар, но это бесполезно. Вряд ли можно объяснить сумасшедшему, что его друг по палате - не Наполеон, а вполне себе хороший парень - Вася Сидоров.
Конечно, хватит) Вы поставили меня в неловкое положение: сам черт рога обломает в данной рецензии. Респект за трудолюбие, но это катастрофа! Нам всем не хватает свежего воздуха!
В следующий раз не требуйте от филолога указать на конкретные достоинства литературной работы:)) Каков вопрос, таков ответ, но все же приношу свои извинения - и Вам, и особенно автору рассказа, так как открывать литературную лабораторию совершенно не входило в мои планы:)))
Да ничего не изменилось, все остались при своем мнении. Это конечно жестоко - расшатывать окрепшую веру в человеческое здравомыслие..., но кагбе... в общем посчитайте общее количество постов и сопоставьте с номером последнего, все поймете.
Людьми может двигать несогласие (ну не нравится эта работа и они не согласны с ее расхваливанием). Или же ими движет зависть или злость (мол меня не оценили, а этот ширпотреб хвалят). А еще ими может управлять неприязнь (к числу 23 - роковое оно в согласии с некоторыми фильмами, или аватар непонятный - зачем японские штучки тыкать, ежели мы все в из славного СССР).
Много всяких причин для минуса, и Лектор здесь совершенно ни при чем.
А бывает и так: поставят человеку минус, а он тут же и взвился – дескать, чья это хамская морда посмела мне минус влепить? Выходи, подлый трус, покажись! – Ну как тут пройти мимо? Добавляешь ещё один, а там, глядишь, и другие добрые люди присовокупили свои "против", и, в общем-то, не со зла. Я тоже вам один минус поставил, шоб не поднимали эту избитую тему, уже надоело.
Аргументированная критика работ разрешена и не удаляется. Блокировка за обсуждение действий администрации и намеренный ввод пользователей Адвего в заблуждение - 1 неделя.
Евгений, есть вопрос; извините, если не к месту, но где увидела администратора, там и спрашиваю. А ПОСЛЕ окончания конкурса можно будет говорить не только о литературных достоинствах/недостатках, но и об языковых ошибках в работах?
Много говорить не буду, только о самом-самом:)) Дела нормально, живу, работаю, зарабатываю на хлеб с маслом копирайтом и журналистикой; сюда забрела почти случайно - муж принял близко к сердцу этот конкурс и нарвался на бан:) Пришлось вспомнить старый ник. Таня, как у вас дела? (надеюсь, пару комментов обмена информацией двух давно не общавшихся людей не сочтут за флуд?)
Публикация комментариев и создание новых тем на форуме Адвего для текущего аккаунта ограничено. Подробная информация и связь с администрацией: https://advego.com/v2/support/ban/forum/1186