|
Я всегда хотела уехать / #177
/ krimarusya
|
Вообще-то, я - девушка моря. Когда что-то не ладится в жизни и хочется отвлечься от забот и проблем, я закрываю глаза и вспоминаю море в начале марта - серое, с горами выброшенных водорослей, обломками перламутровых «ногтей русалки» и копошащимися рачками. Представляю, что стою на берегу и слушаю шум волн. Через несколько минут такого аутотренинга приходит четкое осознание, что все пройдет - буквально через месяц-полтора от солнца некуда будет деться, берег заполнится людьми, горы мертвой морской травы будут убраны коммунальщиками, а море станет ласковым и синим.
До сих пор, если снится море, я просыпаюсь абсолютно счастливой…
Из Одессы меня увезли через два года после рождения – родители развелись, и мама решила вернуться в отчий дом. Причем, ее нисколько не смутило, что за те 10 лет, что она прожила с папой, ее деревни больше не существовало, а «возвращаться» нужно было в сибирский город Томск, куда уехали «на заработки» две ее сестры, забрав с собой престарелую мать, мою бабушку.
Так я и оказалась, не совсем «во глубине сибирских руд», но аккурат на пути к ним. Зимой – до минус 40 и ниже, по Цельсию, а летом – да-да, здесь тоже есть лето, целый июль - тоже 40, только с плюсом и выше – сухо и душно… Комфортнее всего в мае – тепло, светло и нет комаров, вот только клещи… Впрочем, числа после двадцатого, уже начинает во всю жужжать, и после шести вечера на улицу лучше выходить с головы до ног в репелленте - иначе сожрут – веточкой сирени не отмашешься!
Каждый год дачники «изобретают» все новые «действенные» средства против гнуса – ваниль, замоченная в блюдце, слабый раствор уксуса, разбрызганный на занавесках, сок алоэ, выдавленный на одежду и кожу… Жрут, все равно! Только самым самоотверженным и терпеливым удается избежать расчесов на коже – едят, проклятые! Чуть дальше от города, в селах и деревнях не спасают уже никакие мази и аэрозоли от комаров. Если вылезаешь из машины, то рукой можно чертить узоры в воздушно-комариной массе. Тайга…. Блин!
Город Томск. Ему больше 400 лет. История… Когда говорят про него, чаще всего, вспоминают уникальную деревянную архитектуру с кружевной резьбой. Что есть – то есть! Улицы Бакунина и Шишкова стали ажурным символом города, и, если бы не «новострой» из красного кирпича и сайдинга, которым безбожно давят старые деревянные строения, то лучшего места в городе, чем район Воскресенской горы, вряд ли, можно было бы отыскать.
Самые красивые старинные здания города – деревянные Дома с Шатром, с Драконами и с Жар-Птицами - все на улице Красноармейской. Есть еще и уникальные каменные строения известных зодчих, в том числе, первый за Уралом Томский Императорский университет, основанный в 1878 году и принявший первых студентов в 1888.
Для наглядности на огромной площади Томской области, в 314, 4 тысяч квадратных километров, традиционно «размещают» две Франции и штук десять таких государств, как Люксембург. Что называется, не дай Бог! На самом большом в мире Васюганском болоте, да посреди тайги… Четыре пятых всей территории здесь считаются труднодоступными местами. Более 60 процентов земель - непроходимые леса, ну, а остальные, более или менее, сибиряки обжили.
Доисторические охотники и рыболовы предпочитали обходить эти места стороной, ища более приспособленные для жизни. Я даже подозреваю, что приснопамятный хан Кучум сражался с русскими за эти земли, скорее, из принципа, чтобы не уронить татарской чести. Сам-то он, будучи кочевником, строить тут ничего не собирался, поэтому остроги пришлось возводить победителям! Первый епископ «добирался» до паствы в Томск, ни много, ни мало – 200 лет после принятия указа в Москве! Ехать не хотел никто, пока, как величайшее послушание, не принял этот «пост» Агапит (Воскресенский), «вооружившись» жезлом Феодосия Черниговского – ныне святыней Томской Епархии, что хранится в Богоявленском Соборе областного центра.
Вообще до Великой Отечественной войны в городе было мало предприятий. Сегодняшние промышленные гиганты – «дети» эвакуированных заводов и фабрик из европейской части России. В середине 50-х годов прошлого века область встала на ядерные «рельсы»- выдал первый обогащенный уран Сибирский химический комбинат , построенный совсем рядом – в городе-спутнике Северске. Но основными направлениями развития области, по-прежнему, остаются нефтедобыча и химическая промышленность. Ах, ну да! Модные нынче инновации не обошли стороной и сибирские просторы – Томская область в 2005 году выиграла конкурс и стала одной из четырех особых экономических зон России.
Сколько себя помню, я всегда мечтала уехать. В те далекие годы мне было особенно скучно. Летом – лыжи, летом – пляж за Коммунальным мостом. Друзей у меня было мало, а лучшая подруга Белла как раз тогда эмигрировала с родителями в Израиль. Восторгов ближайших родственников, выезжающих в лес за грибами и ягодами, я никогда не разделяла – бурелом и гнус, не просто не видно черники и сыроежек – ни хрена не видно из-за этой мошкары!
Но природных ресурсов тут – хоть отбавляй. По запасам торфа область на втором месте в России, по строительному лесу хвойных и лиственных пород мы, опять же, в лидерах, по залежам полезных ископаемых – вся таблица Менделеева, как по заказу! Красота и несметные богатства…
Я долго не хотела ничего замечать. Почти 12 лет жила, как неверная жена: существовала с одним и думала о другом. Обвиняла Томск во всем плохом, подозревала в предательстве на каждом шагу. Именно здесь я, «талантливая и упорная», не могла раскрыться! Ничего не получалось и не сходилось - все было мимо. Да, и что можно было сделать, в этой глуши?! Так я тогда думала… Поэтому, когда автобус вез меня в аэропорт Богашево, к рейсу, я даже не смотрела в окно – мне не с чем было прощаться. Нелюбимый Город оставался в прошлом – впереди маячил призрак единственного и неповторимого, как мечта, моря.
До Одессы я не доехала, отец к тому времени перебрался в Москву. Здесь было шумно, людно и как-то «неприкаянно», но я была в настоящем восторге. Помню – каталась на метро, выходила на случайных станциях и путешествовала по столице. Но моря не было. Я все собиралась и собиралась к нему, а так и не доехала. Заскучала через пару лет по маме и, так ничего не «свершив», вернулась…
Я снова ехала по проспекту Ленина в автобусе и радовалась встрече! Лагерный сад, Городской сад, Университет, Клиники Медицинского института, ТУСУР, площадь Революции и площадь Ленина, Драматический театр, ЦУМ, переулок 1905 года… Я все ехала и ехала… Домой! И чувствовала себя абсолютно счастливой!
Город принял меня и, наверное, простил. Утром я вышла из подъезда и увидела ту самую скрипучую карусель, которую нужно было раскручивать одной ногой, как самокат, щербатое бревно и покосившуюся деревянную песочницу… Детство…
Город «держит» меня близкими уже много лет, как корнями. Наверное, бывает и такая любовь. Во всяком случае, если бы меня спросили, люблю ли я Томск, я бы сказала, что «да». Теперь – да…
/blog/read/krai/338818
338818
Вы успешно подписались на тему и теперь будете получать уведомления при появлении новых сообщений
Вы успешно подписались на ответы на собственные сообщения в теме и теперь будете получать уведомления
Вы успешно отписались от этой темы и больше не будете получать уведомления
Не удалось обновить статус подписки. Пожалуйста, попробуйте позже.
|