Восемьдесят три процента всех дней в году начинаются одинаково: стоглазое чудище города пожирает тебя, чтобы вечером выплюнуть в сторону дома, а утром ты снова послушно бредешь к нему в пасть.
Игорь жил по шаблону, пока не приснилась шаманка с глазами как лỳны и медными косами. «Илыч сикт», – повторил он за ней, как проснулся. И когда вместо «доброе утро» Алиса вдруг выдала «строю маршрут до Илыч», он послал все к чертям: вызов принят.
***
Рухлядь с видом автобуса дотарахтела до кромки тайги, где нелепо торчал указатель «Илыч сикт». Дед-хозяин единственной целой хибары как ждал: молча выставил ужин, а только стемнело, толкнул его в бок: «Ну! Пошли к твоей рыжей».
Дальше Игорь не помнил. Точнее… был мост – две веревки и пара дощечек, бурлящая пропасть, вода вместо воздуха и бесконечная тьма. А сейчас стало очень легко. Пахло хвоей, костром и дурманной травой, а внутри, будто искрами, вспыхивал голос: «Знаю, слышишь. Из город пришел. Город сила забрал. Будет вын. Посмотри!» И под песню над ним распахнулось таежное небо.
Вир-кровь отдавала, Кыдз-березой стала. В листве голова Тоску уняла. Ош-медведь! Душу дерева вынь! Дай стать женой-инь. Кого омоет водой Да отпустит Илыч – будет мой. Вир с руки! Сдюжь! Отстоишь дубом – наречешься муж.
Небо схлопнулось. Теплые руки, которые были ветвями, вложили в ладонь узкий нож. «Бери пурт. Режь рука. Вир отдашь – дуб станешь. Ош вернет – муж станешь. Режь!»
Она была дикая, сильная и свободная. И он с наслаждением повиновался ее приказу.
Герой живет в большом городе, встал-работа-домой, но однажды ему снится женщина-шаманка. Во сне она говорит, где живет - в деревне у реки Илыч. Герой решается бросить все и поехать на зов. Приезжает, переходит по мосту реку и вступает в мир с другими, колдовскими законами. Река его омывает, шаманка проводит обряд у костра под звездами, чтобы вернуть герою жизненную силу, высосанную городом. Себя она отождествляет с женой-березой, мужчину - с мужем-дубом. Призывает на помощь в таинстве Оша-медведя (у многих народов это священное животное-покровитель). Очарованный ее дикой красотой и силой, герой с наслаждением подчиняется приказу отворить кровь и завершить обряд.
Не знаю, все ли верно поняла, но как-то так. Простите, автор, если напутала(
В первом прочтении показалось красивым, хоть и не без изъянов. Перечитал на свежую голову и пожалуй без плюса, смущают меня что-то перспективы Игоря.
Я, грит, кровь свою отдала и стала березой. Теперь ты тоже бери нож, режь вены, станешь дубом. Ух ты, думает Игорь, вот это классно. А отстоишь дубом (дубы, напомню, долго стоят, не в пример березам) - станешь мужем. Где-то здесь подвох, как мне кажется. А Игорь такой: да-да, прикольно придумала, давай скорее нож. Нет, простите.
Думаю, тут имеется в виду весьма кратковременное превращение в березу/дуба. Как вот предки славян-лютичей превращались например каждый год в волков (то ли на ночь, то ли на три дня). Так и здесь. Отдаст кровь, подышит дурман-травой, может еще мухоморов каких выпьет - и [даст дуба - зачеркнуто] превратится в дуба на несколько часов.
На фоне остальных работ, пусть будет плюс. Автор старался, и даже в атмосферу сумел. Но сюжет разваливается, с логикой очень слабо. Остается только впечатление, образ, содержание которого каждый читатель достраивает сам. Удачи!
Насторожил дед, который "как ждал", накормил, а потом сказал: "Ну, пошли к твоей рыжей" - как будто это для деда привычно, как будто он уже не одного такого Игоря к рыжей проводил. Я подумала, что шаманка после смерти прорывается из потустороннего в наш мир и ей очень нужны новые жертвы. Пока плюс. Опять же: "внутри, будто искрами, вспыхивал голос" - то есть, её голос Игорь слышит внутри, а нет как при обычном общении.
Да ну? Например, в Забайкальской тайге есть уникальная дубовая роща, цитирую: "генетический резерват, участок забайкальской ТАЙГИ". Погуглите. Не знаю, есть ли дубы в Печоро-Илычском заповеднике, но не удивлюсь, если есть: чем Урал хуже Забайкалья?:)
Да, дубы в тайге - редкость, но тем привлекательней они для творения всякой маги, как и всякие необычные локации.
вы знаете что такое "монгольский дуб"? погуглите) в том же резервате - это тощие кривули максимум 10 м высотой, часто кустовидные. это дальневосточный вид. на ДВ не один вид дуба, но для магии они не представляют интереса. Ареал культового европейского дуба черешчатого от юга Финляндии резко выклинивается к югу до Общего Сырта, его восточной границы. а необычные локации - это мало и что кому покажется, можно и на своей кухне найти.
Самое красивое и атмосферное в рассказе - название. Но тут вроде не заголовки оценивают? Претензии те же - обилие профессионального шаманского жаргона. Если рассказ для шаманов - не вопрос, но я то не они.
Для кого проработана? Просто шаманы - это таинство, а если написать подобное о мостостроителях с их профессиональным сленгом? Рассказ должен хотя бы прочитываться без переводчиков.
Если бы оценивали заголовки-метафоры, безусловно, он был бы в числе первых в финале, но это как бы конкурс рассказов. А непосредственно рассказ нуждается в дополнительном переводе. Хотя верю, что каждый на конкурсе ищет своё.
Рассказ сильный. Многие не хотят заморачиваться с образностью произведения. Улыбают комменты про то, что ГГ станет дубом, а шаманка - берёзой.))Про метафоры народ не слышал, вероятно.) Автор умница. Очень хочется видеть рассказ в финале))
Рассказ нуждается в переводе. Умницей автор был бы, если бы изначально писал для конечного потребителя продукта, а не для узкого круга специалистов по шаманизму, при этом сохранив общую атмосферу таинственности и тумана. Очень бы не хотела видеть этот рассказ в финале, хотя для второго тура он вполне подходящий.
Пурт, Вир, Илыч...этнику люблю, но тут целый словарик древне-русского, да шаманского надо) Будь расшифровка под звездочками, мы прониклись бы сильнее. А так интересно.
Пурт, Вир, Илыч...этнику люблю, но тут целый словарик древне-русского, да шаманского надо) Будь расшифровка под звездочками, мы прониклись бы сильнее. А так интересно.
Публикация комментариев и создание новых тем на форуме Адвего для текущего аккаунта ограничено. Подробная информация и связь с администрацией: https://advego.com/v2/support/ban/forum/1186