Биржа копирайтинга Антиплагиат SEO-анализ текста Адвего Лингвист Проверка орфографии

Рассказы из детства — Форум Адвего

боковая панель
Конкурсы / Рассказы из детства / первый тур
Рассказы из детства - литературный конкурс! - Обсуждение конкурса
Конкурс (advego)
Стрелочник всегда виноват / #113

Анфиса старалась не отставать от быстрого шага сестры. Третий месяц, как Дина решила брать ее с собой на детскую железную дорогу.

— Тебе одиннадцать лет, пора ответственности учиться.
Сама Дина, окончив восьмой класс, готовилась поехать на практику в настоящем поезде и вторую неделю ходила в серой форме проводника, сшитой для нее.
У павильона кафе Анфиса остановилась.
— Я пить хочу и коржик.
— Потерпишь до конца рейса, — обернулась Дина. — Сегодня на твои деньги будем есть. Я покупала билеты на электричку и на троллейбус.
— В прошлый раз на мои деньги успели только по пирожку купить, а сдачу ты положила мне в сумку неправильно, вот она и потерялась.
— У тебя всегда «Стрелочник виноват», — выпалила Дина. — Сама деньги посеяла, а меня винишь.

Анфиса не поняла.
— Я никакого стрелочника не обвиняла.
Дина улыбнулась, глядя на сестренку.
— Про работу стрелочника тоже все узнаешь.
— Тебе везет, — вздохнула Анфиса, — настоящий железнодорожник. А мне этого еще три года ждать.
— Ничего, время летит быстро. И ты будешь проводником. — Двигайся быстрее, иначе на планерку опоздаем, — Дина направилась в боковую дверь вокзала.

Перспектива работы проводником Анфису устраивала, но только в хороших вагонах.
Несколько раз она с сестрой, ожидая электричку на первой платформе городского вокзала, наблюдала приход поезда с табличками на вагонах «Северная Пальмира — Адлер». Синий, чистый, на шторках пальмы нарисованы. Сестра сказала, что Адлер — это город у моря, а Северной Пальмирой называют Ленинград, но что такое Пальмира, она не знала. Пассажиры в пижамах и халатах высыпали на перрон. Скучивались у киосков и, захватив между пальцев по несколько бутылок напитков и кульки с едой, возвращались в поезд. Состав змейкой укатывал по рельсам, виляя хвостом последнего вагона. На первый путь подходила электричка и сестры усаживались в ее жаркое нутро на дощатые скамьи.

— Стану проводником и поеду к морю, — решительно заявила сестра, отхватывая еще стылый край мороженого.
— Я тоже поеду, — поддержала идею Анфиса, откинувшись на спинку сиденья.
Сказать, что будет проводником, она не решилась — вдруг не получится.
Анфиса посмотрела на дверь, за которой скрылась Дина.
— Зачем нужен этот некрасивый вход? — скривила она губы. — Я войду через центральный.
Обошла клумбы у вокзала, заглянула в кассу, поглазела на тепловоз, тянущий за собой состав небольших вагонов. За два месяца занятий в группе, ее назначали проводником вагона и, как требовалось, при отправлении поезда она сильно тянула руку из двери, чтобы машинист хорошо видел выставленный желтый флажок. Еще была контролером и старательно пробивала билеты пассажиров ручным компостером, оставляя в них круглые дырочки.

— Вот стану проводником и поеду к морю, — сама себе заказала Анфиса и вошла в вокзал. Прокатилась на гладких подошвах по мраморному полу, как по ледяной дорожке до самой двери с прикрепленным кнопкой листом бумаги. Размашистым почерком на нем была надпись «Планерка».
У входа столкнулась с группой проводниц старшего звена, среди них была и сестра. Проходя мимо, Дина погрозила пальцем.
— Я в третьем вагоне.
Анфиса завороженно смотрела девочкам вслед — такие взрослые и красивые.
— Ты почему опаздываешь? — окликнул Анфису руководитель группы, сидевший за столом. — Все должности уже распределены.
— Ребята, идите по местам, скоро рейс, — скомандовал оставшимся.
— Ну, что ж, Анфиса, — он смотрел на нее поверх очков. — Как раз для тебя осталась одна замечательная должность. Пойдешь на стрелку. Я провожу тебя, — он встал из-за стола и, открыв дверь перед нею, рукой указал на выход.

Как себя вести в этот момент, она не понимала: радоваться или огорчаться. И, что такое стрелка?
В самой середине клумбы гипсовый пионер на пьедестале высоко поднял горн и будто трубил: давай, Анфиса, иди вперед! Это подбодрило ее.

На перроне толпились дети. Проводники у вагонов проводили посадку пассажиров. Анфисе стало грустно, что она проворонила такую замечательную должность.
Молодой машинист выглядывал в боковое окно тепловоза. Он приподнял фуражку за козырек и поприветствовал руководителя. Тот махнул рукой и, широко шагая, слегка покачивался телом. Анфиса едва успевала за ним, обегая позади то слева, то справа. Так, наверное, торопится Барсик за мамой, когда она несет миску с едой.

Целью похода был небольшой, выкрашенный в розовый цвет, домик, расположенный немного впереди от перрона. Внутри он оказался довольно мрачным. У окна стол со стулом, да круглые часы на подоконнике. Зачем-то металлический ящик, прикрученный к стене и по соседству телефон, в два раза больше того, что висит в телефонной будке. Даже трубка гигантская: одна голова могла бы приложить к ней ухо, чтобы слушать, а другая, чуть ниже — говорить в нее. Такой аппарат Анфиса видела в черно-белых старинных фильмах.

В десять тридцать тепловоз с вагонами тронулся.
— Провожай состав, — поторопил руководитель, указывая на футляр с флажками.
Словно магический жезл Анфиса выставила вперед желтый флажок, разрешая поезду дальнейшее движение.
Из окон смотрели радостные лица детей. Глядя на счастливую обстановку внутри вагонов, Анфисе стало нестерпимо обидно, будто она потеряла путевку на море. Глаза заблестели от слез.

— Не грусти, — руководитель взял ее за плечо. — У тебя очень важная и ответственная должность здесь — на стрелке. Будь внимательна, соблюдай инструкцию, — он ткнул пальцем в небольшой плакат, лежащий на столе.
По телефону сообщили о движении по второму пути. Минуты через три послышалось шипение пара и размашистое движение колесных механизмов.
— Провожаем паровоз, — предупредил руководитель.
Он подошел к металлическому ящику и поставил большой палец на торчащую сбоку высокую кнопку.
— Смотри в окно, — показал на рельсы. — Вон там соединяются пути — это стрелка.

Скоро внутри ящика раздался щелчок и острые концы рельсов у развилки передвинулись ко второму пути.
Обдавая паром близрастущий кустарник, паровоз промчал мимо стрелки и быстро скрылся среди зелени парка.
— Сейчас машинисты проверят ход, — продолжал руководитель, — и он вернется обратно — на второй путь. Когда будет возвращаться рейсовый состав с пассажирами, тебе позвонят по этому телефону. — Видишь вон ту рейку, — он ткнул пальцем в стекло окна, указывая вдаль на полосатый столб, метрах в пятидесяти от стрелки, — тепловоз приблизится к ней — нажмешь на кнопку, как это делал я. Внутри раздастся щелчок, — он похлопал по ящику, — стрелка передвинет рельсы обратно и поезд пойдет по нужному пути. Ему просигналишь желтым флажком. — Машинисты увидят, что все в порядке и поведут состав к перрону. Поняла?
— Поняла, — отрапортовала Анфиса.
— Только красный флажок не трогай, — предупредил руководитель, — он для остановки поезда. Если что-то не понятно, звони через семерку и тебе ответит диспетчер.
Он вышел из домика и, размахивая длинными руками, направился в сторону вокзала.

Вскоре Анфиса встретила флажком вернувшийся на второй путь паровоз.
Убегая от скуки, она обошла домик вокруг, нашла метелку и подмела асфальтовую дорожку. Читала вслух инструкцию, бегала за мухой с носовым платком, выгоняя ее из домика.
До прихода поезда оставалось еще двадцать минут.

— Быть стрелочником не интересно, хоть и ответственно, — села, облокотилась о стол и, зевнув, стала что-то гундосить себе под нос.
Ей привиделся пароход, она на палубе в белом платье и соломенной шляпе. Он удалялся от причала, рассекая волну. С писклявыми криками кружили в небе чайки. Пароход дал гудок, потом еще. Они не прекращались и становились все громче, раздражая слух.

— Ой! — Анфиса подскочила со стула, окунаясь в реальность, поняла, что задремала.
Вместо парохода из сна, гудел телефон, вызывая на связь. Впопыхах она сняла трубку, не удержала ее веса, та выскользнула из руки и больно ударила по плечу.
— Алло, стрелочник! — вызывал диспетчер.
— Я слушаю, — превозмогая боль, Анфиса ухватилась за трубку.
— Поезд подходит, приготовься к переводу стрелки.
Анфиса пристально смотрела в окно удерживая руку на рычаге. Светлый корпус тепловоза замаячил среди деревьев и приближался. Как только он поравнялся с полосатым столбом, Анфиса со всей силы надавила на кнопку, но та не сдвинулась ни на миллиметр. Стала бить кулаком по ее плоской поверхности — без результата. Нужно звонить!

— Алло, — набрав семерку, кричала Анфиса, — она не нажимается! Кнопка не нажимается!
Ответа не было. Про нее забыли?
Брошенная трубка повисла на шнуре и маятником раскачивалась под аппаратом.

Лоб тепловоза надвигался. Сняв с ноги туфлю, Анфиса каблуком била по кнопке. Щелчка не было, стрелка не переводилась.
В голове метались тревожные мысли: поезд пойдет по второму пути и столкнется с паровозом! Вспоминались кадры из фильма с перевернутыми вагонами. В составе много людей! Там Дина! Стрелочник всегда виноват!

— А-а-а! — Анфисой овладела истерика, она стала садить кулаком по туфле, стоящей на кнопке. — Ма-ма-а! — перешла на визг.
Бросив туфлю, дрожащими руками вытащила красный флажок.
— Стой! — крикнула тепловозу из домика.

Поезд приблизился к стрелке, в ящике под кнопкой что-то щелкнуло и злосчастные концы рельсов поползли в противоположную сторону, соединяясь с первым путем. Тепловоз мягко въехал в нужную колею и уже подкатывал к домику стрелочника. Анфиса смотрела в окно, будто окоченелая. Каким чудом стрелка перевелась?

— Флажок! — выхватила из чехла желтый и, выставив перед собой, выбежала из двери в одной туфле.
— Эй, чего спишь, тютя, — крикнул из окна машинист.
— Она не переводилась! — кричала Анфиса уже отвернувшемуся машинисту.
— Я не хочу быть стрелочником! Я не хочу быть виноватой! — плакала навзрыд Анфиса перед проходящими вагонами. И, подвывая, закусывала нижнюю губу.

В кафе сестра купила на свои деньги бутерброды с копченой колбасой и бутылку дюшеса.
— Ты успокойся. Эта кнопка так, для обучения. Все срабатывает автоматически, когда тепловоз подходит к стрелке. Туда редко кого назначают.

Дина помолчала, уходя в мысли.
— А на море мы с тобой все равно поедем, даже если не станем проводниками.
Анфиса всхлипнула и согласно кивнула головой.

Написал: Конкурс (advego) , 10.06.2024 в 17:41
Комментариев: 11

Отправить донат автору

Комментарии
Читатель
За  0  /  Против  0
Читатель  написала  11.06.2024 в 17:50
Это очень-очень здорово!
И детство, и эмоции, и отношения (между сестрами и «профессиональные»), и интересная история, оформленная в полноценный рассказ.
И ирония жизни присутствует: Анфиса сама оказалась в роли стрелочника.
И переживаешь за героиню в кризисный момент, и развязка хороша: все там автоматически, оказывается, срабатывает, после того как все нервы израсходуешь.
Мой первый плюс вам.

                
Читатель
За  1  /  Против  0
Читатель  написала  12.06.2024 в 21:37
Написано хорошо. Динамично. Рассказ соответствует теме. Это действительно одно из тех событий из детства, которое останется в памяти на всю жизнь.

                
Читатель
За  0  /  Против  0
Читатель  написал  16.06.2024 в 08:40
Понравился рассказ. Не вау-вау, но среди 120 прочитанных зацепил чём-то. Плюсую.

                
Читатель
За  0  /  Против  0
Читатель  написал  17.06.2024 в 22:02
Хороший рассказ. Добротный.

                
Читатель
За  1  /  Против  0
Читатель  написал  18.06.2024 в 16:54
Зачем кнопка если она не нужна и почему нечего учитель не сказал - странно как то

                
Читатель
За  0  /  Против  0
Читатель  написал  18.06.2024 в 23:03
Коллеги, объясните, что это за детская дорога такая, и что за практика после 8 класса? Без этих ответов вообще непонятен рассказ.

                
Читатель
За  1  /  Против  0
Читатель  написала  20.06.2024 в 11:17  в ответ на #6
Детские железные дороги — учреждения дополнительного образования детей, в формате которых выстроена уникальная система профориентации школьников на профессии железнодорожного транспорта с помощью игры, учёбы и «работы» в формате «как взрослый».

Появившись в России в конце 30-х годов прошлого века, эти подразделения сегодня выполняют важную роль в формировании интереса к профессии железнодорожника. В настоящее время контингент юных железнодорожников детских железных дорог составляет 18,5 тысяч человек. Ежегодное количество выпускников — 2,6 тысяч человек, из которых более половины становятся студентами вузов и техникумов железнодорожного транспорта и в дальнейшем приходят на работу в Холдинг РЖД.

Обучение железнодорожным профессиям на детских железных дорогах выстроено по двум основным блокам: теоретический и практический.
Теоретический курс с 1 октября по 31 мая, занятия раз в неделю.

Практический курс. Перед началом практики, юным железнодорожникам выдаётся форменная одежда, в которой на протяжении всего лета ребята «работают» на детской железной дороге по разным профессиям.

За полный курс обучения ребята знакомятся с такими профессиями как: диктор; дежурный по платформе; дежурный по вокзалу; проводник пассажирского вагона; сигналист; дежурный по переезду; монтёр и бригадир пути; осмотрщик вагонов; электромонтёр и электромеханик СЦБ; помощник машиниста и машинист; дежурный по железнодорожной станции; оператор поста централизации; начальник станции; поездной диспетчер и пр.

Практика на ДЖД проходит обычно в две смены максимум по 4 часа в день. Под наблюдением взрослых наставников юные железнодорожники осваивают тонкости организации движения поездов. За летний сезон 25 детских железных дорог посещает около 700 тысяч пассажиров.
Ежегодно в летний период почти 15 тысяч юных железнодорожников пробуют свои силы на детской, но действующей по законам «взрослой» железной дороге.

Википедия

                
Читатель
За  0  /  Против  0
Читатель  написала  21.06.2024 в 03:35  в ответ на #6
У нас была УПК (учебно-производственная практика). Профессии осваивали в лайтовом варианте: секретарь, переводчик, было что-то типа домоводства, хотя это не профессия. А мальчишки все на вождение рвались. Даже не помню, что у них еще было.
Только у нас после девятого класса УПК была. Может, от года обучения зависит. Раньше ведь «10 классов» заканчивали.

                
Читатель
За  0  /  Против  0
Читатель  написала  25.06.2024 в 18:11
Отлично написано. Прям переживала вместе с Анфисой. Спасибо Автору и + от меня.

                
Читатель
За  0  /  Против  0
Читатель  написала  25.06.2024 в 19:31
Подробный, довольно профессиональный рассказ о некоторых моментах на ЖД. Девочку почему-то не предупредили о нерабочей кнопке, от чего она очень сильно переволновалась. И читатель тоже не мог понять, что же происходит? Закралась мысль, что вышла из строя кнопка. Хорошо, что хорошо кончается. В данном случае стрелочник оказался не виноват. Но почувствовалось, что такое могло произойти. Заинтересовал смысл поговорки: всегда виноват стрелочник. Рассказу: +

                
Читатель
За  0  /  Против  0
Читатель  написал  вчера в 17:00
Жестоко, так и поседеть можно. Но справедливо, наверное.

В целом - неплохо, сюжет есть, сеттинг оригинальный, саспенсом приправлено.

Отбивку сцен надо более явной делать:
//— Тебе одиннадцать лет, пора ответственности учиться.
Это, видимо, пояснение к "Дина решила брать ее с собой", но выглядит как странное начало последующего диалога.

И переход от двери вокзала к воспоминаниям из электрички и обратно получился очень непонятным.

А еще у меня вызывает когнитивный диссонанс статус и поведение Анфисы.
//Третий месяц, как Дина решила брать ее с собой на детскую железную дорогу.
Такое ощущение, что она просто с сестрой за компанию "посмотреть" ходит

//— Зачем нужен этот некрасивый вход? — скривила она губы. — Я войду через центральный.
//Обошла клумбы у вокзала, заглянула в кассу, поглазела на тепловоз, тянущий за собой состав небольших вагонов.
И тут она как будто в первый-второй раз на вокзал пришла: и там ей интересно, и сям, и через вход нужно главный зайти

//За два месяца занятий в группе, ее назначали проводником вагона .... она сильно тянула руку из двери, чтобы машинист хорошо видел выставленный желтый флажок. Еще была контролером
А здесь выясняется, что она обучается в группе и уже освоила профессии проводника и контроллера

//И, что такое стрелка?
Но после двух месяцев службы на ж/д ГГиня не знает, что такое "стрелка".

//— Только красный флажок не трогай, — предупредил руководитель, — он для остановки поезда.
И ее нужно предупреждать о функции флажков, хотя она уже "...тянула руку из двери, чтобы машинист хорошо видел выставленный желтый флажок"
Да и здесь:
//— Провожай состав, — поторопил руководитель, указывая на футляр с флажками.
Инструкций не требовалось.

//Анфиса пристально смотрела в окно удерживая руку на рычаге.
Что за рычаг? До и после этого была кнопка.

Вот здесь:
//Поезд приблизился к стрелке, в ящике под кнопкой что-то щелкнуло и злосчастные концы рельсов поползли в противоположную сторону, соединяясь с первым путем. Тепловоз мягко въехал в нужную колею и уже подкатывал к домику стрелочника.
самый напряженный момент, а динамики нет. У меня сложилось ощущение, что Анфиса крикнула "Стой" и стоит смотрит, как поезд приближается к стрелке. Разве она не должна была броситься наружу, протягивая флажок? По, моему "Поезд приблизился к стрелке" - лишнее. Уже и так: "Лоб тепловоза надвигался" (кстати, так говорят "лоб тепловоза"?). И дальше все красиво: хватает флажок, кричит "стой", реле щелкает, стрелка передвигается.
И второе предложение кривое, с объединением глаголов совершенного и несовершенного вида: то поезд "въехал", то "уже подкатывал".

И еще мне не хватило эмоций Анфисы, после того, как она узнала правду о стрелке. Тут же весь мир перевернуться должен: разочарование, что все переживания и слезы напрасны, обида, что ее обманули, использовали "в темную" и что там еще.

А закольцовка в финале с проводниками и морем - хороша.

                
Отправка жалобы...
Спасибо, ваша жалоба принята
Вы уже жаловались
Публикация комментариев и создание новых тем на форуме Адвего для текущего аккаунта ограничено.
Подробная информация и связь с администрацией: https://advego.com/v2/support/ban/forum/1186
Жаловаться можно только на чужой комментарий
Избранное
Добавить в избранное
Имя
URL
https://advego.com/blog/read/childhood/8823679/