Биржа копирайтинга Антиплагиат SEO-анализ текста Адвего Лингвист Проверка орфографии

Рассказы из детства — Форум Адвего

боковая панель
Конкурсы / Рассказы из детства / второй тур
Рассказы из детства - литературный конкурс! - Обсуждение конкурса
FenixVer
Не ты! Ни в чем! Не виновата! / #34 / FenixVer

Интересно, откуда берется чувство вины? Вот списал ты контрошу, и училка тебе: «Неужели не стыдно?» А почему мне должно быть стыдно? Сама посадила с отличницей Иркой, еще и озвучила как для глухих: «Мы берем тебя на буксир, Шкетов!» Так что сама виновата, я всего лишь буксируюсь.

Или с Борькой играли в футбол во дворе, саданул по мячу – и окно сразу вдребезги. Тут немножечко стыдно, да и то потому, что тёть Маше из первой квартиры стекло покупать, а мой батя не даст ни копейки. Мне по шее – так запросто даст, а вот денег на всякие стекла – не даст. И вообще, это Борьке должно быть стыдно: сам кричал «По бразильской системе!» и сам же допрыгнуть не может, ничему его «Ералаш» не учит, так что сам виноват.

Или… Если честно, я долго могу так рассказывать, потому что примеров – ну просто объешься и тресни, и вот что я понял: чтобы все поскорее отстали, делай вид, что тебе очень стыдно. Ведь взрослым же только и надо – доказать, что они главнее.

Правда, с батей такое совсем не прокатывает. Вот пришел ты домой. Ну, не в три, но зато по дороге сеструху из сада забрал, мусор вынес, и хлеба купил, и картошки начистил, и сосиски уже, вон, пыхтят прям в кастрюле с картошкой. Все равно, только батя вернется, с порога начнется: почищено плохо (он еще и картошку в глаза не видал, но уверен, что плохо), и штаны разодрал, и полы подмести не мешало, и я разгильдяй – об одной только улице думаю, и стереть бы меня с лица земли – сразу стало бы всем замечательно. А ведь я даже двоек в тот день не принес и к директору не вызывали!

И выходит, стоишь ты и знаешь, что хуже тебя никого, и как будто бы не виноват, но так тошно, аж плакать охота. А сеструха грызет леденец (это ты, между прочим, купил!) и бубнит: «А еще он плохие слова говорил, так нельзя, правда, па?» Вот же ябеда! Выслушал – и к гаражам, там совсем по-другому.

За гаражами тусуются Сифа с компашкой. Я б ни в жисть к ним не сунулся, если б не случай. Как-то шел в магазин, тут:
– Эй, шкет! Ты из третьей квартиры?
– Ну.
– Баранки гну! Ладно, слушай сюда: ты б сгонял за бухлом, денег дам.
– Я б сгонял, только кто мне продаст?
– Не боись, продадут. Там направо киоск, спросишь Веню и скажешь, что Сифа послал. Ну а мы не обидим.

Я чутка труханул, но подгон заценил: полдвора возле них ошивается, а послали меня. В общем, мигом нашел того Веню, забрал трехлитровик с пивасом, портвейн, покурить и примчался обратно.
– А ты шустрый! Ну что, может, с нами потянешь?
Я почти согласился, но вспомнил, как звякает пряжка, когда батя вытаскивает из штанов портупею, и мотнул головой.
– Ну, как знаешь, вали. Или можешь остаться, мне пофиг.

Ясен пень, я остался! Смотрел, как они дулись в карты, съел подсунутый Сифой растаявший сникерс и дунул домой, чтоб кефир не прокис. И всю ночь размышлял, подойти к ним опять или лучше не надо, но с утра ноги сами пришли к гаражам, ну а там как пошло, как поехало!

Мы бомбили киоски, и Сифа всегда делил выручку ровно, но требовал строго: раз сказал шухерить – хоть помри с перепугу, а стой и следи, чтоб не вляпались. Иногда я выпрашивал мелочь на улице, чтобы старшим сподручней пасти кошельки у прохожих, а однажды пролез через форточку в хату, и мы разжились по-богатому. Сифа был так доволен, что дал мне проехать на моцике. Ой как я газанул, вы бы видели! За гаражами была огроменная лужа, которая не просыхала весь год. Я по дури влетел в нее с полного маху, а там... В общем, помню, лежу я под моциком мордой в грязи и прикидываю, порешат меня прямо сейчас или к ночи. Сифа сразу поддал трехэтажным, потом посмотрел и давай угорать. Он так ржал, что аж слезы текли, а когда успокоился, вытащил моцик и только сказал: «Будешь мыть. А сломал – сам починишь». И всё! Никаких «неужели не стыдно», как будто и не виноват.

Сифа был не главнее – и весь тут секрет. Я услышал «еще не дорос» только раз. Пацаны подцепили какую-то телку и спорили, кто ее первый потащит в гараж, ну а мне: «Для детей до шестнадцати рано. Вали-ка домой». Я, конечно, пошел, но ужасно как злился. Даже, помню, придумал штук двадцать ругательств, чтоб знали. Так увлекся, что врезался в фифу в сиреневом платье. Да ну! Это ж Танька из двадцать второй! Пошерудила мне волосы: «Ну ты серьезный!» и побежала, прицокивая каблучками.

Как же я обалдел, когда Танька из двадцать второй оказалась Татьяной Сергеевной! «Вот, ребята, знакомьтесь, ваш новый учитель, будет вести биологию», – сказала классуха, и Танька нам всем улыбнулась. Очень зря, я скажу вам. Как минимум, мне – очень зря, потому что я твердо решил повоспитывать в ней силу духа. А то что за учитель, когда целый класс молодцы и воспитывать некого?

Это был равный бой. Для начала я сунул ей в стол паука – и не пикнула! Зато наша отличница Ирка так громко визжала, что завуч хотел всех поднять по пожарной тревоге, а Танька: «Мы просто скелет изучаем, а девочкам страшно». Раз натер парафином всю классную доску – придумала, типа охрипла, и заставила вместо нее объяснять всем параграф. Со схемами! Ну и намучился! А когда я приклеил ей кнопки на стул, с самой милой улыбкой уселась на мой. Это ж надо!

В общем, как-то стою в коридоре и думаю, что бы еще отчебучить. Тут классуха:
– Ну, Шкетов, не зря по тебе детская комната плачет!
– Марь Петровна, а что я такого?
– Смотрите-ка, спрашивает! Кто вчера на последнем уроке за школой селитру палил? Ну а если бы все здесь на воздух взлетело?!
– Так это не я!
– Ну а кто? Больше некому!
– ???
– Мария Петровна! Как вам не стыдно?! – я решил, что ослышался. Это классухе? Ей – стыдно? А Танька, которая все это время стояла у нас за спиной, на раз оттеснила меня к подоконнику и повторила: – Ну как вам не стыдно? Не видели, а говорите.

У классухи аж челюсть отвисла. Я думал, она прямо в обморок шлепнется, но ничего. Правда, стала такого же цвета, как галстук, который торчал у меня из кармана, но потом громко сделала вдох и сквозь зубы спросила:
– А вы, значит, видели?
– Да. Вчера на последнем уроке Сережа чинил мне Володю.
– Сережа?
– Ну да. Это – Шкетов Сережа, – я бодро кивнул и отвесил поклон, типа, будем знакомы.
– А Володя?
– Наш школьный скелет. Вы не знали? Все дети его так зовут. Вот как раз на последнем уроке Сережа заехал на тумбочке…
– На тумбочке?
– Да. Он нашел где-то тумбочку на колесиках и катался по классу, потом зацепился за ногу Володи, и таз отвалился.
– ???
– Так вот. Таз пришлось как-то ставить на место, и ногу, а то без Володи никак, вот Сережа его и чинил, так что это не он. И ни в чем не виноват.

Нет, представьте! Я ей пауков с парафином и кнопки, а она… Еще тумбочка эта, как будто мне пять, а не скоро тринадцать... В общем, тут первый раз за всю жизнь я почувствовал, что значит стыдно, и оно шандарахнуло хуже, чем батя своей портупеей по заднице. И что самое мерзкое, я же тогда ничего не сказал, даже выдавить просто спасибо не смог, постоял как дурак и ушел.

А под вечер вдруг вижу в окно – Танька с Сифой идут к гаражам. Ну, идут и идут, кто ж мешает, да только вот следом – вся наша компашка. Я сразу не въехал: поел, перемыл все тарелки, хотел посмотреть телевизор, и тут до меня кааак дошло! Они ж ее хором пасли, чтобы вдруг не сбежала!

Батя точно сказал бы, что я обсмотрелся кино про шпионов, но если б хотя бы немножко знал Сифу, то тоже рванул бы во двор прямо в тапках. Я прошарил по всем подворотням, где мы тусовались, проверил карьер и зачем-то собрался бежать к магазину, но вовремя вспомнил про Сифин гараж. Вот дурак! Ну конечно! Куда им еще подеваться?

В гараже было очень темно, только лампочка под потолком рисовала корявый оранжевый круг на полу, и как раз в середине, у кучи окурков и банок от кильки, сидела на ящике Танька в таком жутком виде, как будто попала в аварию: все коленки в крови, платье снизу в каких-то коричневых пятнах, а сверху совсем порвалóсь.

– О! И шкет здесь! – в оранжевом круге возник пьяный Сифа.– А ты, брат, настырный. Сказал же тебе: для детей до шестнадцати рано. Ну ладно, могу и с тобой поделиться, мне пофиг, – он махнул мне рукой, типа – вот, подтянул свои джинсы (они почему-то сползли, так что я рассмотрел труханы в мелкий синий горошек), и, шатаясь, побрел в темноту.

Я завис: так а чем он хотел поделиться? А после услышал, как Танька сначала хихикнула тихо, потом уже громче, а дальше пошла то смеяться, то плакать, и все поправляла верх драного платья, но руки тряслись и не очень-то получалось. Это было так странно, что даже немножечко страшно, ведь бывает, что люди внезапно слетают с катушек, и что тогда делать? Я подумал, что надо все это скорей прекратить, сунул ей босоножку, не идти же в одной, и скомандовал: «Ладно, пошли, а то поздно и батя меня заругает».

Она так и несла босоножку в руке, а когда мы дошли, почему-то пыталась открыть дверь подъезда ключом от квартиры. Во дела: как сеструха, которой четыре… придется помочь. Я довел ее до этажа и, наверное, тоже словил ненормальность, потому что поперся в квартиру и встал посреди коридора столбом, а Танька уселась на тумбочку, прижимая к груди босоножку, и стала бубнить: «Это я виновата. Это я виновата». И тут на меня кааак навалилось...

Помню кухню в осколках тарелок и чашек, как будто в квартире случилось землетрясение и вывернуло все шкафы наизнанку. Помню, батя стоит у разломанной табуретки с огрызком веревки, а тёть Маша из первой квартиры вцепилась в него и не думает отпускать. Помню, как он орал: «Ну! Доволен? «Сереженьке надо сестричку!» И что? Где теперь твоя мамка? А вот померла твоя мамка! И кто виноват? Это ты виноват!» Помню, спрашивал, как же солдатики. Мама мне обещала солдатиков, и почему-то казалось, что если напомнить, то станет как было: мама сразу вернется, и папа не будет так страшно орать. А тёть Маша все плакала и обещала, что будут солдатики, и что папа совсем не со зла, это жизнь проклятущая.

Я все жду, что когда-нибудь папа мне скажет, что это не я и ни в чем не виноват. Потому что ну как я могу быть в таком виноват? Только он все молчит и молчит.

И поэтому я посмотрел на бубнящую Таньку и крикнул так громко, как только сумел:
– Не ты! Ни в чем! Не виновата!

Написал: FenixVer , 08.07.2024 в 21:25
Комментариев: 85
Комментарии
Еще 4 ветки / 4 комментария в темe

последний: 10.06.2024 в 17:42
AlexMirova
За  8  /  Против  0
AlexMirova  написала  12.06.2024 в 00:39
Непропорциональный и не очень логичный. Таньке минимум 22 года, а шпане дворовой максимум 17. В этом возрасте это огромная разница.
В конце вдруг выясняется, что у мальчика нет мамы, она умерла при рождении дочери. Почему отец винит ( я бы сказала вроде бы «винит», как-то не очень убедительно) сына, совсем непонятно.

                
Kaurri
За  2  /  Против  0
Kaurri  написала  12.06.2024 в 01:37  в ответ на #5
Знаете, я уже начала писать ниже, что согласна с вами по поводу нелогичности финала. В процессе решила перечитать его и всё поняла: там звучит фраза отца «Сереженьке надо сестричку!», которая объясняет, почему в смерти жены при родах он винит сына. Удивительно, как эта деталь ускользнула и от меня, и от вас при первом прочтении. В общем, спасибо, без вашего комментария я бы не поняла, в чём там дело - вряд ли вернулась бы перечитать финал.

                
lerx56
За  0  /  Против  0
lerx56  написал  12.06.2024 в 12:19  в ответ на #5
Почему дворовой шпане максимум 17? Тем более Сифе. И это не просто дворовая шпана - она регулярно "бомбит киоски" и "пасет кошельки".
После упоминания о шпане почему-то вспомнился фильм "Прости" 1986. Там ГГ явно не 22, но "шпане" это никак не помешало.

                
Nykko
За  2  /  Против  1
Nykko  написал  17.06.2024 в 13:52  в ответ на #10
После упоминания о шпане почему-то вспомнился фильм "Прости" 1986. Там ГГ явно не 22, но "шпане" это никак не помешало.ЦитатаТам дело происходит на пустыре черти где за городом. И никто никого не знает.

А тут - на глазах всего двора, где все друг друга знают с детства, как облупленных. Поэтому и выглядит это все не очень правдоподобно. И какого черта она с этими придурками поперлась - непонятно, и почему не встретила никого, никто ее не окликнул и пр. И почему эта шпана такая наглая и отмороженная, что тащит в гаражи "правильную" девчочнку с этого же двора. И почему при такой отмороженности все эти дегенераты до сих пор на свободе. И как они так быстро все управились, если их там была целая банда. И куда вся это банда делась, и почему там был только Сифа, когда пришел ГГ.

В общем - несколько искусственно и наигранно выглядит эта сцена. Как-то не убеждает.

                
juli170378
За  4  /  Против  0
juli170378  написала  18.06.2024 в 21:42  в ответ на #19
Не знаю, зачем я вдруг нанимаюсь в адвокаты, но знаете, у меня почему-то есть ответы на ваши вопросы. Почему дегенераты на свободе - потому что это видимо девяностые (меня киоски натолкнули и Ералаш), или другое время, но какой-нибудь не особо благополучный район, которых полно в любом городе, особенно на периферии, и кому-то до них дела нет, кто-то боится, кто-то прикормлен, сплошь и рядом такое же. А вот почему Танька с ними пошла - у меня чисто девочковые ощущения домашнего ребенка. "Ворошиловского стрелка" смотрели? Наивная девочка верит, что одноклассники (или там просто парни из этого же двора, не помню точно) не могут сделать ей ничего плохого, она же к ним хорошо относится, с чего вдруг обижать-насиловать, вот и идет добровольно в гости. А когда понимает, снимать розовые очки уже поздно. Так и здесь, как мне кажется. Пошла по наивности, не веря, что ее тронут, потому и считает, что сама виновата, плюс синдром жертвы, видимо. А компания проводила до гаража и предоставила Сифе право поразвлекаться самому, может же быть такое.

А про наигранность и неубедительность - это уже чисто ваши ощущения, тут спорить не буду.

                
Еще 9 веток / 10 комментариев в темe

последний: 11.06.2024 в 22:07
Nykko
За  4  /  Против  3
Nykko  написал  17.06.2024 в 13:43
Начинается как дурацкий стендап, плохо замаскированный под речь 12-летнего ребенка (ну явно видно, что это взрослый юмор изображал, а не школьник 6-7 класса), заканчивается чернухой... Наверное, не мое.

                
Еще 12 веток / 33 комментария в темe

последний: 18.06.2024 в 10:42
Nykko
За  5  /  Против  0
Лучший комментарий  Nykko  написал  13.07.2024 в 01:24
Не буду писать о каких-то глубинах текста, катарсисах и пр. Мне рассказ просто не понравился, и всё. Он ничем меня не зацепил. Тема - достаточно сложная и непростая, сама по себе. Но что нового мы узнали из рассказа? Да ничего. Дуру-учительницу изнасиловали местные подонки.

Мало того, что описанная/нарисованная картинка не очень убеждает (она какая-то картонная), так и сама идея рассказа тоже пролетает где-то мимо. В чем эта идея? Что насиловать плохо? Что дурой быть плохо? Что плохо обносить киоски? Или идея - просто показать красоты 90-х? Я лично ничего кроме чернухи не увидел.

                
juli170378
За  2  /  Против  0
juli170378  написала  15.07.2024 в 01:07  в ответ на #52
Ну, вообще-то рассказ - не лекция и не вебинар, чтобы требовать от него нового. Ценность рассказа (не конкретно этого, любого), скорее, во впечатлениях и в том, какой отклик он вызывает у читателя. У вас рассказ отклика не вызвал, не зацепил - имеете право.
А про идею - вы утрируете же, смещая акцент в сторону "плохо". Идея, например, в том, что месть не лечит. Или в том, что можно оказаться в грязи, жить в грязи и даже радоваться, а потом понять, что грязи достаточно. Или в том, что голодного поймет только голодный. Да, я высокопарно сейчас пишу, все это можно сформулировать гораздо проще, в данном случае это не важно. Я к тому, что не согласна с вашим мнением об отсутствии идеи. Все тут есть, вопрос в том, кто что хочет или не хочет видеть.

                
Nykko
За  2  /  Против  0
Nykko  написал  15.07.2024 в 11:39  в ответ на #55
Идея как таковая есть практически у любого рассказа на этом конкурсе, даже у тех текстов, которые рассказами не являются. Поэтому речь, конечно же, не об отсутствии идеи как таковой. А - о том, к чему это всё было. Тема взята достаточно жесткая, и - многократно описанная. Вот поэтому я и говорю, что не увидел тут ничего нового. Что не вижу, ради чего в очередной раз читать всю эту чернуху об изнасилованиях и малолетних подонках.

                
juli170378
За  1  /  Против  0
juli170378  написала  15.07.2024 в 17:28  в ответ на #57
Не соглашусь только в одном: ГГ не подонок. Ситуация в семье и окружение по сути подтолкнули его к Сифе, а подростку сложно противостоять условному злу и не идти туда, где есть хотя бы видимость признания. Чисто психологически это же ключевой момент развития личности в его возрасте. В рассказе этого нет, но мне кажется, история с Танькой - как переломный момент, после которого с компашкой он не захочет иметь ничего общего. Отпустят ли - другой вопрос, вряд ли можно просто так выйти сухим из воды, но это я уже за автора дописываю, не буду)
А вашу мысль теперь точнее поняла, тут вы в своем праве не читать то, что не ложится.

                
Nykko
За  0  /  Против  0
Nykko  написал  15.07.2024 в 20:19  в ответ на #58
А я ГГ и не имел в виду.

                
lerx56
За  1  /  Против  0
lerx56  написал  15.07.2024 в 21:26  в ответ на #52
Я увидел тут идею, что обвинение кого-либо (включая себя) — может стать дорогой в один конец. Это страшно — осознавать себя виноватым и не иметь надежды на снятие вины. И поэтому очень важно, чтобы был тот, кто, если не снимет вину, то хотя бы даст такую надежду. И именно поэтому я поставил "+".

А чернуха — лишь фон, чтобы ярче показать эту идею. Он может не нравиться, безусловно, с этим ничего не сделаешь. Мне он не помешал.

                
Elena_Yakshina
За  1  /  Против  4
Elena_Yakshina  написала  13.07.2024 в 14:46
Написано круто, и плюс поставлю. Но, конечно, впечатление неоднозначное. Про учительницу тут уже полно написали. "Это я виновата. Это я виновата" - наверно, так и есть. Но реакция пацана тоже понятна. Его, бедолагу, столько виноватили все, кому не лень, что у него просто в голове не укладывается, как можно самого себя обвинять.
А папаша - феноменальный урод. Это ж надо додуматься - обвинить малого в смерти матери! ТАКОЕ запоминается на всю жизнь. Остается только верить, что мальчишка сумеет выправиться и стать человеком, даже с такой "поддержкой" близких.
Короче, плюс, Автор. Удачи!

                
juli170378
За  3  /  Против  2
juli170378  написала  15.07.2024 в 01:23
Некоторые комментарии - просто хрестоматийные примеры виктимблейминга. Училка дура, сама поперлась со шпаной за гаражи, сама спровоцировала (вариаций масса: ходят в мини - сами напрашиваются, о чем она думала, когда так красилась, нечего по ночам через подворотни ходить, ты сама вынуждаешь учить тебя жизни и вот это все). Прекрасный способ оправдать что угодно: жертва сама так хотела и сама во всем виновата.
На мой взгляд, автор поднял очень важную тему, которая с разных ракурсов показана через истории Шкетова и Таньки, и последняя фраза "замыкает круг". Получилось жестко и правдиво. Сильный рассказ и сильный финал.

                
Nykko
За  0  /  Против  0
Nykko  написал  19.07.2024 в 22:37  в ответ на #56
Прекрасный способ оправдать что угодно: жертва сама так хотела и сама во всем виновата.ЦитатаА вас не затруднит показать такие комментарии? Где читатели оправдывают вот этих подонков во главе с Сифой? Просто интересно, вдруг я что-то пропустил?

                
juli170378
За  1  /  Против  0
juli170378  написала  20.07.2024 в 12:36  в ответ на #72
А я не про оправдание подонков. Я про перекладывание вины за случившееся на Таньку.
Например, вот такое:
/На что рассчитывала, когда пошла за гаражи? поговорить о влиянии набора хромосом на гениальность потомства?
/В девочку-училку, которая поперлась за пьяным старшеклассником, я тоже не верю. У нас были молодые училки. Их всегда провожали мужчины-учителя, мужья или старшие братья. Специально, чтобы не ходили по темной улице одни.
/Дура-учительница и дурой быть плохо - для меня из этой же оперы.
/"Это я виновата. Это я виновата" - наверно, так и есть. - и здесь тоже, хоть прямых обвинений и нет, конечно; комментатор, скорее, внутренне рассуждает, виновата или нет, и сам с собой соглашается, что, наверное, виновата.

Допускаю, что у комментаторов не было того посыла, который вижу я, и это мой субъективный перекос.
Я понимаю, что Танькины причины и мотивы кому-то могут казаться неправдоподобными, странными и т.п. и не считаю, что нужно переубеждать и правильное только мое мнение. Дело в подаче.
Я так вижу:
/странно, что она могла куда-либо с ними идти - нейтральное сомнение, попытка разобраться или указать автору на нестыковку.
/На что рассчитывала, дура, поперлась - уже перекладывание вины за насилие на саму жертву.

                
Nykko
За  0  /  Против  0
Nykko  написал  20.07.2024 в 13:22  в ответ на #74
Ну это же ваши слова: "прекрасный способ ОПРАВДАТЬ что угодно". В данном случае "что угодно" - изнасилование (возможно, групповое). Но его-то никто из комментаторов и не оправдывает.

Просто пишут, что учительница - дура. Ну так она действительно повела себя по-дурацки. И на фоне того, что было написано о ней в рассказе ранее, всё это действительно выглядит не очень убедительно, не очень правдоподобно.

                
juli170378
За  0  /  Против  0
juli170378  написала  20.07.2024 в 14:09  в ответ на #75
У нас с вами, похоже, немного разный ракурс. Попробую подробнее объяснить ход своих мыслей.

Да, в данном случае "оправдать что угодно" - это оправдать изнасилование, вы правы. Если топить за точность, речь об оправдании поступка подонков, не их самих и любых их действий по умолчанию, а конкретно этого поступка. Фразы в формате "на что рассчитывала, дура, зачем поперлась и т.п." в моем понимании означают "не такие уж они и подонки, сама же пошла, а могла бы не пойти, так что это она спровоцировала, а с них что взять".

По сути мы с вами почти и не спорим. Просто для вас констатация "Танька дура" - это просто констатация и не оправдание подонков, а для меня - перекладывание вины и через это перекладывание - косвенное оправдание.

                
Nykko
За  0  /  Против  0
Nykko  написал  20.07.2024 в 14:54  в ответ на #76
Ну ок. Вы художник, вы так видите :).

                
Еще 7 веток / 19 комментариев в темe

последний: 16.07.2024 в 01:00
Отправка жалобы...
Спасибо, ваша жалоба принята
Вы уже жаловались
Публикация комментариев и создание новых тем на форуме Адвего для текущего аккаунта ограничено.
Подробная информация и связь с администрацией: https://advego.com/v2/support/ban/forum/1186
Жаловаться можно только на чужой комментарий
Избранное
Добавить в избранное
Имя
URL
https://advego.com/blog/read/childhood/8866548/user/Nykko/