Биржа копирайтинга Антиплагиат SEO-анализ текста Адвего Лингвист Проверка орфографии

Адвего и Пустота — Форум Адвего

боковая панель
Конкурсы / Адвего и Пустота / первый тур
Литературный конкурс "Адвего и Пустота" - Обсуждение конкурса
LOTEA
Всё человеческое / #106 / LOTEA

Паша мерно шагал по синеве летнего вечера. На поясе болталась деревянная маска волка – реквизит. В универе ставили спектакль, у Паши там была важная роль – несколько раз выпрыгнуть на сцену в маске и костюме дикого животного и порычать. Сыграл он, по его собственному мнению, превосходно. Репетиции не прошли даром.

Настроение было отличное, правда, есть хотелось ужасно. Он купил в торговом автомате веганский сэндвич вместе с энергетиком без сахара и присел на скамейку рядом в блаженной праздности. Юношеский взгляд побежал по дороге, солнечный желток залил улицу. Паша слопал всё и довольно закурил.

Перед ним встал мальчик – лет четырнадцати на вид. В руках у него была бейсбольная бита, а в глазах ничего.

- Отбрось.

Сигарету? Паша пооборачивался в поисках запрещающего знака. Наверное, не стоило здесь курить. Окурок полетел в урну.

- Отбрось, – повторил мальчик и ударил Пашу по колену.

Такая сильная боль… Паша хотел вскочить, но ребёнок ударил его снова – в этот раз по плечу. Потрясение перемешалось с обидой – его никогда так нагло не били, просто унизительно.

Он попытался быстро выхватить биту, но получил очередной удар – по лицу. Теперь уже не просто растерянность, а настоящая паника зрела внутри. Удар, ещё удар, мальчик молотил упавшего на землю Пашу так, словно отбивал свинину к ужину. Прочувствовав свою беспомощность, Паша бросился прочь, спотыкаясь и оглядываясь. Увидел небольшой магазин, кричал «на помощь», пытался забежать, но хозяин только закрыл дверь и удручённо покачал головой.

Мальчик догнал Пашу и влепил ему ещё несколько сильных ударов – по рёбрам, уху и ключице. Пока они бежали, маленькое существо росло, из мальчика с пустыми глазницами оно вдруг превратилось в молоха, желающего что-то у Паши забрать.

- Отбрось, – только и говорило оно.

Паше казалось, что занавески приоткрылись, и тысячи глаз наблюдают за причудливым действом. Он юркнул в тёмный переулок, надеясь скрыться, но упёрся в тупик.

«Будто вышел на эшафот».

Тело болело и дрожало, кожа саднила, нос кровоточил. Чудовище нависло над ним, сделав торжественный замах бейсбольной битой – вопрос о последнем слове оно не задало.

Град ударов обрушился на Пашу, он свернулся калачиком и зарыдал. Постепенно все чувства начали отходить, больше нет ничего – ни семьи, ни друзей, ни работы, ни мечтаний о лучшей жизни. Только темнота и остатки разума, залёгшего в глубинах мирового океана, где-то на абиссопелагиали. Холод сковывает мысли, а сознание медленно бродит по морской бездне на ощупь.

- Отбрось, – до него донеслось эхо, пробудив несмелое мерцание мысли.

«Отбрось. Ты этого хотел? Отбросить всё человеческое».

Раздался истошный вопль. Паша отпрыгнул, надел маску волка, встал на четвереньки, и что есть мочи зарычал – прямо как на спектакле, только взаправду. Его рык поднял что-то древнее и распугал овец. Безглазый мальчик исчез, а раны утихли.

Паша неторопливо выбрался из тёмного переулка, огляделся и принюхался.

«Есть хочется».

И занавес опустился.

Написал: LOTEA , 06.06.2022 в 12:03
Комментариев: 47
Комментарии
Еще 14 веток / 34 комментария в темe

последний: 06.06.2022 в 16:29
ali_baba
За  0  /  Против  0
ali_baba  написал  30.07.2022 в 21:23
Рассказ не рассчитан на поверхностное прочтение. Лексика здесь только костыль смыслов. Автор попробовал достучаться до подкорки на волне раздражения читателя.

Рефрен "отбрось", замешан на чувстве нервозности своим постоянством и повтором, чего люди даже самые терпеливые в конце концов не переносят. Плюс в этой нервозности есть неотвязное ощущение себя дураком, не понимающим ситуации (дзен абсурда). Эти два чувства "ты не просто дурак, а нервный дурак", создают резонатор фона для отражения эмоции боли. Как еще читателя заставить перейти к волне соучастия в сюжете, ну вот так — грубо, но действенно. Вообще шок для жанра абсурда — это нечто родное, такая эмоциональная и рациональная перезагрузка...

Рассматривая тему игры или отражений, как угодно, начатую с "театральной инсценировки" и реалистичной имитации волчьего "рыка", рассказчик продолжил ее в более приземленном виде деталью "энергетика без сахара" (это где жизнь то углеродная) и веганского сэндвича (где можно рычать волком безнаказанно, не зная даже, в каких ситуациях какой смысл он в этот рык закладывает), но при этом оставаться действующим вегетарианцем. Тоже одна из игр в милосердие (частный взгляд без претензий на истину).

И вот на этом расслоении иллюзии, не подтвержденной реальностью (фейковый волк, искусственный энергетик, ложное милосердие) эгрегор иллюзорного материализует образ ребенка с битой и пустотой в глазах: "В руках у него была бейсбольная бита, а в глазах ничего".
Материализация ребенка произошла после сигаретной затяжки. Вообще-то последовательный экологически подкованный юноша будет не только зверушек любить, но и вообще природу, и не станет ее отравлять сигаретным дымом. Но наш оказался непоследовательным, и раз он мяса не ест, значит с коллективным эго звериного мира не знаком изнутри (а ведь рычал как дикий), а знаком только с агрессией флоры (цветочки, лютики). Далее - и сахар, главное топливо людей на земле, он тоже игнорирует, а это — та самая флора (сахарная свекла, например).

И вот подкинувшись к миру курильщиков через сигаретный дым, а среди них, наверняка не все веганы и любители сахарозаменителей, а то может там и наркоманы с насильниками, по этому каналу дыма вызвал образ того, кого выводил за скобки себя веганством, игрой в зверей, а не пребыванием в этом состоянии. Это может быть задавленный в подсознании альтер эго, двойник, а может, монстр из мира цифровых гаджетов, подкормленный сигаретным дымом и вейпом.

В данной транзакции боль биты (как хорошо слились семантика "бить" и название предмета", а если еще и про биты двоичного кода вспомнить, то будет еще понятнее, откуда растут ноги у агрессора 14 лет) выступает некоторым способом "расколдовывания" героя от того образа, который он на себя неосмотрительно примерил — волка.

Нужно сказать, что интернет-феня здесь в рассказе, кроме биты, проявляется еще и в "сэндвиче", ну это малая боковая менюшка сайтов, ну а если вспомнить аллегорию по схожести русского бутера, то тема вообще заводит к Фрейду, в логово подсознательных паттернов, объясняющих не только тему сублимации (творчества или жизни), но и истоки страха, антипода любви и искусства.

Понравилось, как автор просчитал момент зажигания "страха" у "артиста". Ведь после первой угрозы, тот прекрасно понял, что триггером была сигарета. И эта искра маленького испуга и согласие играть роль подчиненного спровоцировала не один, а серию ударов. Их последовательность по направлению снизу вверх: колено (море по колено), по плечу (все по плечу), по лицу, как бы отражение иерархии поражений человека, имитирующего волка. Когда из человека, выбили человека, он оказался на земле, то есть ушел с человеческого уровня, и стал обитателем звериной проекции. Звери нас видят снизу вверх. Теперь он был зверь, а волшебник с битой —вроде как человек. Отсылка к антрекоту и трусоватый хозяин магазина, не пустивший избитого, тему "тамбовский волк тебе товарищ", заявленную как "Все человеческое" продолжают.

Не очень продуманным показался формат решение с преображением насильника в молоха, но мысль понятна. Актер, потеряв то, что позволяло ему жить в мире художественного слова, и оставшись на уровне голых рефлексов боли, которая больше ничего не подпускала, избавился от чего-то, что позволило агрессору стать молохом. И вот после этой смены или передачи внутреннего сгустка энергии, появляется образ занавесок и амфитеатр наблюдающих за всем глаз. А мальчик был пустым.

Не его ли глаза вернулись этой диорамой взглядов и занавесками. Ведь слово "занавес" можно аллегорически трактовать, как ширму, которой человек часто отгораживается от реальной жизни разными культурными примочками: книгами, фильмами, музыкой, обществом веганов, хартией любителей безалкогольного пива и так далее.

То есть тема несоответствия реала и его отражений, которая в начале была собрана в спектакле, маске волка, рыке, веганском сэндвиче и сигаретном дыме, после избиения, своеобразного экзорцизма, и выхода из героя некоей сущности, опять вернулась к теме театра. Тема казни показалась немного нарочитой после напряженного рингтона с "Отбрось" и он был намного эмоциональнее, чем мотив эшафота и молчания о "последнем желании".

Лирическое отступление с "морем" эмоционально диссонировало с читательскими ощущениями, хотя автор постарался построить к этому мотиву моря, как источнику жизни, дорожку темой "позы эмбриона". Но боль, раздражение и непонимание происходящего читателем, если он читает это один раз, к желаемому эффекту вряд ли приведут. Автору захотелось "вишенку" разгадки оставить для финала, но этой затянутостью, он потерял эмоциональную нить читателя. Такой сильный раздражитель как боль избиения нельзя тянуть бесконечно, здесь автор немного "переиграл" в злого следователя. Если бы "разоблачение" темы "все человеческое" произошло немного раньше, мотив моря и тема боли, как очищение от скверны иллюзий, было бы воспринято как решение или демонстрация конфликта, не только рацио, но и эмоциями.

Финал показался своеобразной инверсией "Маски" с Дж.Керри, где главный герой видит в древнем артефакте проявитель своей сущности. Здесь она обыграна темой волка и овец, откуда то появившихся в переулке и падающим занавесом. Если вспомнить о жанре абсурда, то это нужно принять и вписать в общий сюжет, но почему-то после эмбриона и моря, волки и овцы уже не играют ни на катарсис, ни на конфликт. Показалось, что акцентнее и выразительнее было ограничиться темой моря.

Вот как-то так. Язык не трогаю, только идеи. Итак, нагородил — много. Но должен сказать, что автор чувствует слово, умеет пользоваться инструментом аллегорий, неплохо знаком с основными композиционными штуками - экспозицией, развитием действия, кульминацией и прочим. Создает не только канву сюжетного действия как самоцель, но использует его как инструмент для подачи своего мировоззренческого фрейма. Неплохие задатки, если развивать. Да, за словами не пусто. Правда, злоупотреблять такой подстройкой под читателя, как мотив боли и страданий — не стоит. Но здесь это оправдано.

                
LOTEA
За  2  /  Против  0
LOTEA  написал  30.07.2022 в 23:36  в ответ на #34
Здравствуйте ещё раз. Большое спасибо за такой подробный отзыв – мне как раз этого не хватало. Для меня было серьёзной интригой, что вы напишете под моим рассказом. Я всегда использую в тексте очень много элементов, которые есть у меня на интуитивном, подсознательном уровне, или просто какие-то яркие спорадически всплывающие образы, не осмысливаю и не раскрываю их до конца. Уверен, что это моя ошибка как автора, но вы отлично чувствуете все эти штуки, поэтому мне было интересно. По моментам, точечно.

1.Понравилось про непоследовательного вегана – посмешило.)

2. Про избиение снизу вверх – да, я действительно думал об этом.

3. Темы «иллюзии, театр, художественная постановка, занавес, реальность» вы раскрыли замечательно.

4. Думаю, вы правы насчёт лирического отступления с морем, скорее всего, оно сбивает читателя с ритма. Но я так чувствовал, когда писал. Моральное и физическое истощение опускают сущность на самое дно, в полный мрак. Насчёт позы эмбриона – тоже хорошее замечание.

5. Возможно, я действительно переиграл в злого следователя, затянул, не смог удержать читателя на одной волне, но слишком короткой подводку тоже делать было нельзя, иначе погружение на абиссопелагиаль и перерождение не оправдались бы.

6. Возможно, фраза про овец (имелись в виду люди, конечно же) и лишняя. Но всё же настоящий волк и две последние фразы были необходимы, без них идея рассказа просто не состоялась бы.

Какие-то моменты (вроде появления мальчика из табачного дыма и битов двоичного кода) – уже уходят на задворки сознания, напрямую они мной в текст не закладывались. Очень хотелось бы почитать и про язык, но просить об этом не смею, вы и так написали много. Спасибо, что уделили время моему скромному рассказику.

                
ali_baba
За  0  /  Против  0
ali_baba  написал  31.07.2022 в 08:14  в ответ на #35
Тема овец и волка при отсутствии социальной направленности легко зажигается и работает на сюжет, если его читать не как психологическую зарисовку, а как аллегорию. Это легко исправляется новыми читателями. Кто-то найдет в этом главный акцент. А про море, нет, что вы, оно не избыточно, наоборот, оно в решении темы очень уместно и глобально, именно поэтому мелочь "волка и овцы" не звучит после него. Но это поправимо самой жизнью...

Искусством можно только жить: честно, самоотверженно, и с вечным опасением удара из-за угла. Это его правила.
Игра с искусством опасна. Никто не кинется жонглировать факелами, не умея этого прежде делать на апельсинах или мячиках. Художественное произведение изменчиво, как юная особа в активном поиске в глазах читателей. Если прочесть вашу миниатюру глазами интроверта, то это психологизм плюс неадаптированность в социуме. Но события прирастают и после написания произведения. И люди читая, это приносят ему, как дикторы сводки новостей или ленты свои посты новостных событий. И уже читатели наполняют тексты, а не только берут от них.

Пример этого, тема эмбриона. В тексте вашем появилась явно до того, как Энни Лейбовиц сделала фотографию для Vogue, вызвавшую волну негатива. Культовый фотохудожник в свое время сняла за пять часов до перехода в вечность еще одного идола Джона Леннона. Как раз в позе эмбриона. Этот снимок на слуху, почти как Джоконда, особенно у фанатов. И после вашего эмбриона подсознание меня отправило именно туда, где обсуждается агрессивная поза модели. Даже не человек. И если через эту новость прочесть ваш рассказ, то он из психологии переползает в политику. А тема "биты" не только отражение реальности абсурда, но и художественное преуменьшение. Но вернем обложку в искусство. Одна авторесса увидела в позе отсылку к "Клоунессе" Тулуза Лотрека. А я вчера увидел в ней врубелевского "Демона", сидящего...

Не бросайте писать. Это — главное. И не играйтесь в искусство, а живите в нем.
Стилистику я Вам почтой отправлю. Итак, нафлудил.

                
LOTEA
За  0  /  Против  0
LOTEA  написал  31.07.2022 в 11:58  в ответ на #36
Кто-то найдет в этом главный акцент. А про море, нет, что вы, оно не избыточно, наоборот, оно в решении темы очень уместно и глобально, именно поэтому мелочь "волка и овцы" не звучит после него.Цитата
Понял, о чём вы. Наверное, при глубоком прочтении в этом есть смысл.

Параллелей с политикой и Джоном Леноном не было, конечно же, но это вполне нормально. С современной интертекстуальностью в тексте можно найти всё что угодно. Не говоря уже о том, что один распространённый символ (вроде позы эмбриона) может встречаться в многих тысячах произведений, и каждый автор может по своему усмотрению использовать его в разных значениях. Может решить, оставить ли его в классическом смысле или отойти от него.

И спасибо за доброе пожелание, учту.)

                
ali_baba
За  0  /  Против  0
ali_baba  написал  31.07.2022 в 15:28  в ответ на #37
"Некоторые моменты вроде разговорной лексики и "медленно бродящем по морской бездне" легко объясняются. Для большинства читателей более официозные или даже стилистически нейтральные выражения от молодого человека выглядели бы скорее наигранно, придали бы тексту безжизненности."

Дело в том, что в художественном произведении важны и форма и содержание. Если бы "Война и мир" писалась в расчете на понимание крестьян их языком, не думаю, чтоб роман стал культовым, поскольку они бы просто не смогли снять ментально "основной конфликт романа". Рассчитывая "на свою волну", автор должен понимать, что аудитория, предпочитающая глаголу "съел" форму "слопал", а семе "ударил" вариант "шлепнул", как и в случае с "универом"/ "на факультете или на курсе". про море поймет совсем мало. Ну разве что, там случайно окажется какой-нибудь неправильный фанат Хэма и его "Старика и моря".

                
LOTEA
За  0  /  Против  0
LOTEA  написал  31.07.2022 в 15:40  в ответ на #39
Извините, мне сейчас с телефона неудобно переносить то сообщение сюда. Позже сделаю.
Если честно, этот текст не был рассчитан на какую-то определённую аудиторию. По крайней мере, автор об этом не думал, он просто пытался сделать текст живее, естественнее, органичнее. Опять же я так чувствовал, когда писал.
А вы ещё какие-то рассказы с прошедшего конкурса будете разбирать? Я бы почитал.

                
ali_baba
За  0  /  Против  0
ali_baba  написал  31.07.2022 в 17:05  в ответ на #40
Право, про разборы пока не знаю. С Виктором у нас долгий тандем, поэтому мне не сложно его анализировать, могу предугадать реакцию. Он - боец. Но и толерантность ему не чужда. А так без приглашения что-то трогать, опасаюсь. Тронул вон "Гасителя искр", мне указали со стороны на дверь. Так что, не прошен, не нужен.

                
LOTEA
За  0  /  Против  0
LOTEA  написал  31.07.2022 в 21:46  в ответ на #41
Ну, про вашу историю с Андреем Преподом я не берусь судить, потому что не знаю всей подоплеки. Могу сказать только, что ваши комментарии многим нравятся, и от себя подтвердить, что читать их действительно интересно. А многие авторы за них только спасибо скажут. Да и сам ваш образ выделяется, запоминается, я вон на вас даже маленькую добрую пародию делал на этом конкурсе, сами ведь не появлялись) Так что, на следующем конкурсе приходите, будем рады. А Виктор - да, хороший человек, уважаю его.

                
ali_baba
За  0  /  Против  0
ali_baba  написал  01.08.2022 в 04:40  в ответ на #42
Спасибо. Не подскажете, где почитать пародию на себя. Обещаю не ...кричать "Отбрось".

                
LOTEA
За  0  /  Против  0
LOTEA  написал  01.08.2022 в 11:33  в ответ на #43
https://advego.com/blog/read/p...a/7779749/#comment15
Там на вас и на ещё одного медведя с предыдущих конкурсов. На точность не претендую, оригиналы неподражаемы)

                
ali_baba
За  1  /  Против  0
ali_baba  написал  31.07.2022 в 12:46  в ответ на #35
и про язык,Цитата"Паша мерно шагал" - "размеренно шагал" будет точнее.

Синева вечера - хорошая метафора, но тот, кто ее не поймет, скажет, что это стилистическая ошибка.

"В универе ставили спектакль" - конденсат "универ" звучит со слов автора. И характеризует его, как человека из обычной городской среды, рисующего события на уровне разговорного стиля. Если автор так и предполагал — хорошо. Но если он все-таки художник, то речь и ее паттерны должны его дистанцировать от обыденности бытового уровня. Потому что тема "вечного моря" в устах люмпена выглядит пафосно, а вот со слов художника — намного глубже.

"Важная роль" — так обычно говорят, когда речь идет о переносном использовании слова "роль", например, "он в этой истории сыграл роль провокатора", ну или нечто похожее. У вас роль — это часть сценического действия. Там градация идет иначе — главная роль, второстепенная роль, или просто роль. Учитывая то, что автор в слове "важная" закладывал смысл дополнительный, а может даже и "спектакль" был аллегорией, эти смыслы лучше как-то синхронизировать и уточнить.

"Выпрыгнуть на сцену" можно только с ямы зрительного зала. А это сбивает восприятие, так как, находясь там, роль не может быть пугающим фреймом. Подумайте, чем заменить "выпрыгнуть", чтобы исчезла эта двусмысленность.

Упоминание про "дикого животного" после слов о маске волка, снижает значимость этого зверя. Обычно его так никогда не определяют, а считают лесной интеллектуальной элитой, что ли. А формат "дикого зверя" обычно клеят кабанам, вепрям, ну и другим хищникам, но не таким утонченным, как волк.

Ну, о "слопал" в контексте "универ" я уже говорил. Лучше дистанцироваться.

"Прочувствовав свою беспомощность" — здесь лучше форму "почувствовал", предложенный вариант рассчитан на тонкое изменение психики в проницании ощущений, так дегустаторы ищут в букете вина компоненты разных вкусов, а здесь — бойня.

"Небольшой магазин" в восприятии убегающего, которому не до определений, просто "магазин". Этот эпитет тормозит скорость происходящего. Но это не критично, на уровне тонкого восприятия текста.

Во фразе "хозяин только закрыл дверь" - "только" лишнее, как и "небольшой", срезает динамику.

" И удрученно покачал головой". После отказа в помощи удрученно головой не кивают, здесь явное нарушение психологизма второстепенного образа.

"Влепил" из ряда "универ", "слопал".

Эпизод с занавесом я бы немного смягчил, даже и для абсурда, ну такими подтанцовками, как "показалось, что рядом...приоткрылся занавес"...Но это на выбор автора, если он абсурдит, как бьет мальчик. Без сантиментов.

"Причудливым действием" — если автор захотел сказать, что "битье" со стороны выглядело как-то иначе, ну например "сценой между Ромео и Джульеттой на балконе", то вряд ли читатель так тонко прочтет этот эпизод, находясь в волне "биты". Но если автор "причудливым" называет избиение - то это вопрос к автору, а что тогда убийство - чудо?

"Вопрос о последнем слове оно не задало" - здесь у читателя небольшой барабум. Есть традиция последнего желания перед казнью. Если вопрос и есть желание - то это понятно только автору.

В монологе про море убрал бы обобщения : "все чувства начали отходить" - "все" убрать, и после мечтаний штамп "о лучшей жизни" снижает экспрессию моря и выглядит казенно.

Задумался о сознании "медленно бродящем по морской бездне". По бездне не ходят, в нее проваливаются, сознание — мысль, оно может растворятся в мире, если любит и растворять его, спасаясь. А перемещаться на ощупь..Это все-таки прерогатива тела.

Из "преображения" убрать "что есть мочи", это штамп, без него, кажется, лучше.

Все советы - рекомендательные.

Автор всегда прав.

                
LOTEA
За  0  /  Против  0
LOTEA  написал  02.08.2022 в 00:51  в ответ на #38
Некоторые моменты вроде разговорной лексики и "медленно бродящем по морской бездне" легко объясняются. Для большинства читателей более официозные или даже стилистически нейтральные выражения от молодого человека выглядели бы скорее наигранно, придали бы тексту безжизненности. Но это индивидуально, у каждого своё восприятие.

Действительно, в бездну обычно проваливаются, но в моём случае это дно океана - тут всё выглядело бы несколько иначе. Плюс я хотел показать именно процесс блуждания по морской бездне, хождение по ровной поверхности, где очень темно и холодно. Короче, "провал" - не совсем то ощущение, которое хотел передать. Про мысль - возможно. Это уже совсем абстрактная метафора, может быть, её тяжело представить, переложить на себя, но в моей голове всё было как надо.

Большинство замечаний справедливые. Над языком ещё работать и работать, вновь спасибо за ваше внимание.

                
Kotenoki
За  0  /  Против  2
Kotenoki  написал  05.12.2022 в 13:12
Какая-то одна большая экспозиция....

                
Отправка жалобы...
Спасибо, ваша жалоба принята
Вы уже жаловались
Публикация комментариев и создание новых тем на форуме Адвего для текущего аккаунта ограничено.
Подробная информация и связь с администрацией: https://advego.com/v2/support/ban/forum/1186
Жаловаться можно только на чужой комментарий
Избранное
Добавить в избранное
Имя
URL
https://advego.com/blog/read/pustota/7717863/user/ali_baba/