Жил-был Олег Иванович. Жил себе, поживал, в ус не дул, вот уже 46 лет бухгалтером оттрубил. А потом подхватил какую-то заразу и умер. Пришел на работу на следующий день после кончины, а ему говорят: – Мы усопших не трудоустраиваем. Вам положено в другом месте быть. Расстроился Олег Иванович, домой вернулся. А там его квартиру участковые уже опечатали и говорят:
– Мертвым жилплощадь не полагается, и так живых некуда селить. – А что же тогда полагается? – отчаялся Олег Иванович. – Место на кладбище каком-нибудь.
Пошел Олег Иванович в похоронное бюро. И говорит: – Я умер, мне место положено. На работе так сказали. – Мест нет, – отвечают ему. – Так куда мне податься? На работу нельзя, домой нельзя, на кладбище тоже… – А я откуда знаю, – отвечает хмуро работник похоронного бюро. У нас и так аврал. Мертвых негде хоронить. Призадумался Олег Иванович. Что ж это такое выходит: живых некуда девать, мертвых тоже... Тут пришла ему в голову одна идея.
Вернулся Олег Иванович в свою бухгалтерию и стал ждать, когда рабочий день закончится. Вдруг видит – из дверей офиса выпорхнула Мариночка, молодая бухгалтер-стажер – ее-то ему и было надо.
– Мариночка, – говорит Олег Иванович. – Давай ты за меня замуж выйдешь. Достанется тебе от меня квартира, но с одним условием: выгонять ты меня из нее не будешь. – Пойдет, – сказала Мариночка. Надоело ей по съемным жилищам таскаться. Пошли они в ЗАГС, расписались. А потом Мариночке выдали свидетельство о смерти супруга, и стала она вдовой. С работы она уволилась: ведь ей еще и пособие полагалось как потерявшей кормильца. Какой резон на работу ходить? Так и стали они вдвоем в квартире Олега Ивановича жить. Мариночка целыми днями в кровати лежала и ничего не делала. Олег Иванович ей говорит:
– Сходи в театр, что ли. – Хоть какое-никакое занятие.
А Мариночка не отвечает. Все в постели лежит. Так и умерла там, не вставая. Похоронил ее Олег Иванович на сэкономленное пособие и сам рядом улегся, кое-как могилку закопал. Только камень надгробный ставить некому было. Пришлось Олегу Ивановичу снова раскапываться, вставать, прилаживать сверху могилы толстую деревянную палку, чтобы могилу случайно не затоптали. И снова закапываться. Так до сих пор палка эта и торчит с того света, а Олег Иванович под землей держит ее что есть мочи, чтобы не упала, не дай бог.
Отлично. Плюс. Бюрократия - неиссякаемый источник абсурда. Можно было только на этом выехать, но автор ещё и о бесцельности жизни пофилософствовал, и о таких значимых условностях, которые, по сути, никому и не нужны.
Понравилось очень-очень. Все в тему. Только с грустью подумалось, что у меня наоборот может получиться - над могилой будут сетовать, что от работы отлыниваю.
Ярко представила картинку, как Олег Иванович держит снизу палку. Время идет, жизнь меняется, тектонические плиты сходятся и расходятся, а из земли невозмутимо торчит палка, в которую вцепился Олег - вот он символ незыблемости и устойчивости ) Идея понятна, изложение тоже на хорошем уровне, плюсану, пожалуй.
Лучший комментарийLOTEA
написал
13.06.2022 в 01:56
00
Время срывать покровы. Мы с енотами читали рассказы тут, вникали в суть, комментировали, но наши силы иссякли, поэтому недавно я достал из сундучка двух плюшевых медведей и посадил перед монитором.
Один кричал «Только не это! Я больше не хочу этим заниматься! Мне хватило абсурда на предыдущих конкурсах», но я ему сказал, что тут будет «Шангар 2» (звучит, как продолжение какого-то индийского кина), и он согласился. А второго и уговаривать не пришлось. Ему только дай текст и клавиатуру, он первым в бой ринется.
Еноты: «Ну, это неплохой рассказ. Не то чтобы какой-то очень сильный и глубокий, но хорошо написанный, сосмыслом и своим шармом, на Гоголя похоже в конце концов».
Медведь: «Я откровенно заскучал. Унылый и пресный рассказ с угловатым сюжетом и заезженной идеей. Долго продирался сквозь вымученные пассажи и в итоге не понял, нахрена. И вообще это клишейное клише и шаблонный шаблонище. Глаза кровоточат».
Медведь: «Рассказ балансирует на грани тонкого психологизма и трагичной жизненно-бытовой драмы. Скрещивание живого и мёртвого производит эффект медитативности происходящего и создаёт в хронотопе повествования пространство наподобие лимба, в котором главный герой не находит себе места. Мотив торчащей с того света палки в конце открывает новые фреймы и переводит произведение в разряд трансцедентального, философского и горько-ироничного.».
Еноты: «Ты кого привёл, чёрт возьми? Они вообще в своём уме?»
Я: «Конечно, это же самые лучшие профессионалы-комментаторы. Без них нам здесь не справиться».
// Жил себе, поживал, в ус не дул, вот уже 46 лет бухгалтером оттрубил Значит что-то другое дул, раз не в ус за 46 лет-то, работая бухгалтером.
Использование в первом абзаце нескольких словоформ с семантическим значением «жил» входит в антитетическое противоречие с просторечным оборотом «подхватил какую-то заразу и умер», придающим смерти в мире рассказа обыденный, даже нарочито тривиальный оттенок.
//Мы усопших не трудоустраиваем. Вам положено в другом месте быть. Можно ещё банальнее, чтоб уж каждый понял ваш посыл?
Еноты: «А ты уверен, что так и надо? Это, кажется, уже выходит из-под контроля».
Я: «Конечно-конечно».
Темпоральность в виде «на следующий день» иррационализирует и травестирует художественную реальность рассказа, создавая свойственный жанру абсурдизма «вау-эффект» за счёт возможности жизни после смерти.
//Так куда мне податься? На работу нельзя, домой нельзя, на кладбище тоже Нормальный резонный вопрос любого уважающего себя мужика в кризисе среднего возраста. В чём абсурд-то?
Неожиданные тропы такие, как «CENSORED», раскрепощают метафизику литературного текста и развертывают конфликт между усопшим одиночкой и вечно живущей непобедимой системой человеческих отношений и структур.
//Вдруг видит – из дверей офиса выпорхнула Мариночка, молодая бухгалтер-стажер – ее-то ему и было надо После смерти им только Мариночек и подавай всяких – а как же извечные вопросы, ответы на которые на всех там ждут, а?
Неожиданный супружеский союз Олега Ивановича и Мариночки с одной стороны совмещает Эрос и Танатос, а с другой – усиливает основной конфликт, заключающийся в бессмысленности существования человеческих существ и циничной предопределённости и искусственности всех социальных взаимодействий. Скорое приближение очередного ухода, выраженное в ленивой медлительности оборота «лежала и ничего не делала» продолжает крещендо сюжетного отчаяния героя, а подчеркнутое «сходи в театр» раздвигает рамки смыслового наполнения, переводя нарратив в область театральности, постановочности и пространственности спектакля.
//Концовка вообще полная шляпа, без идеи и оригинальности. Вывод: живите по совести и дуйте в ус, чтобы потом не придерживать палку на своей же могиле.
Использование идиоматической конструкции «не дай бог» как завершающего элемента произведения закрепляет обыденно-религиозный мотив, воплощенный в опасении и надежде на некое высшее недосягаемое существо, управляющее жизнью и смертью.
И так продолжалось ещё долго. В итоге мы устали и дружно пошли пить чай с печеньками. Чего и вам всем желаю:) А рассказ норм, ни баитесь)
Автор попал в тему. Вся нелепость на лицо. Самым абсурдным мне показался тот момент, когда в ЗАГСе вначале с умершим расписали, а потом выдали справку о смерти. Ставлю плюс.Концовка тоже оригинальная.
А мне почему-то захотелось продолжения: "...держал-держал палку Олег Иванович, а потом надоело, да и Мариночка заскучала. Говорит: "А давай в театр!" Пошли они в театр, а когда пришли обратно, могилку кто-то занял. Лежит там кто-то и палку Олега Ивановича не отдаёт.Рассердился Олег Иванович, что нет ему места на земле, позвонил Всевышнему, мол, так и так, нет места. Сжалился Всевышний - забрал их с Мариночкой в рай: теперь они в бухгалтерии небесной работают, грехи и добродетели подсчиты- вают и горя не знают!" А так вообще в первом туре плюс
Вроде тема мрачная, но при этом так отчаянно весело! А как еще можно относиться к окружающему нас бюрократическому дурдому? Только хохотать. Автор, отлично, плюс ваш.
Классический, такой, хармсовкий абсурд. Все что должно быть в рассказе этого жанра на месте: и кажущаяся обыденность, и нелогичность происходящего, и атмосфера бессмысленности существования. Однозначный плюс.
Публикация комментариев и создание новых тем на форуме Адвего для текущего аккаунта ограничено. Подробная информация и связь с администрацией: https://advego.com/v2/support/ban/forum/1186