Биржа копирайтинга Антиплагиат SEO-анализ текста Адвего Лингвист Проверка орфографии
Конкурсы / Рассказы из детства / Конкурс завершен!
Рассказы из детства - литературный конкурс! - Обсуждение конкурса
AlenaMishina
Концерт для Паганѝны со скакалкой / #44 / 8 место / AlenaMishina

От дома до музыкалки – триста шагов и хвостик, а большой или маленький – это смотря как идти. Шаги начинались от старой двери, обтянутой дерматином. Дальше Нинка неслась по ступенькам, поворачивала от подъезда направо – а вот и дорожка. Возле дома четыре, корпус два, квартира два (легко выучить наизусть и в два года), сколько помнила, росли клены, показывая дорогу до улочки без светофора: тут внимательно посмотреть направо, а налево не надо, потому что машины там ездят с одной стороны, всего десять шагов – и как будто в другом измерении.

Тут ютились домишки всего-то в один или два этажа – не в пример ее пятиэтажке, во дворах на веревках сушились трусы и колготки, по палисадам шныряли шкодливые кошки, а из окон подвального этажа мамы звали домой незнакомых мальчишек. Но самое главное – до музыкалки ее провожали каштаны.

Весной они были в липких пузатых почках, потом пробивались малышики-листики, а потом, когда ветки махали разлапистыми пятернями, средь листвы появлялось чудесное чудо – гроздья белых цветков в желто-розовых крапинках. Нинка как-то увидела мультик про Ёжика и Медвежонка и с тех пор все ждала, ну когда же распустятся свечи каштанов, и пела: «В небе туча хмурится, хмурится, хмурится…»

Когда цвет обсыпался, она начинала следить, когда вылезут ёжики – сначала как ягодки-кактусики, а потом – как зеленые яблочки в частых иголочках. Вот тогда и пора было рвать с нижних веток шипастые мячики и старательно шлифовать об асфальт. Иголки ломались, зеленая шкурка стиралась, а под ней появлялась коричнево-бархатная, будто шерстка у плюшевого медвежонка. Оботрешь так со всех сторон – и готов попрыгунчик, а дорожки потом разукрашены рыжими пятнами, всем же хочется сделать каштановый мячик.

Ну а осенью путь в музыкалку был просто усыпан сюрпризами! Вот упавшая веточка с гроздью совсем еще целых колючих шаров, а вот с одного боку треснутый – с белой мясистой полоской, из-под которой хитро поглядывает ярко-карий глазок. А здесь – целая россыпь блестящих, как будто намазанных маслом, коричневых шариков с пятнышками на затылках.

В сентябре музыкальная папка у Нинки едва ли не лопалась от такого богатства, так что нотам уже приходилось чуть-чуть потесниться. Но сейчас был конец февраля – время самой прямой и короткой дороги без приключений. Нинка сунула варежки с шапкой в рукав, отдала пальто в раздевалку и несмело вошла в кабинет на втором этаже, где всегда проходили уроки специальности.

Музыкальная школа номер четыре – не какая-то студия, где и толком играть не научат, а самая настоящая: с фортепиано, гитарой и скрипкой, еще с балалайкой и домрой, баяном и аккордеоном, сольфеджио, музыкальной литературой, хоровым дирижированием и композицией. Нинке нравилось все, даже музыку сочинять удавалось, только вот инструмент ей достался не очень – цимбалы. Потому-то она третий год с переменным успехом сражалась со струнами, палочками и Светланой Михалной, которая каждый урок проклинала и Нинку, и Баха, и Моцарта.

– Ну, Пагáнина, как ты сегодня? Готова? – у Светланы Михалны всегда было жуткое настроение, и губы кривились, как будто она за всю жизнь не куснула ни капельки шоколадки и питается только лимонами. – Ай, неважно. Давай.
Нинка крепко сжимала в руках деревянные палочки и начинала старательно молотить.

Если вы вдруг не знали, у цимбал целых семьдесят восемь струн. Если бьешь аккуратно и ровно, звучит одна чистая нота, а если чуть-чуть промахнуться, получается звук с подвываньем и хрипом, который и Нинке-то слушать не очень приятно, а уж слуху Светланы Михалны и вовсе приходит конец, как она говорила.

И когда ошибешься разок, можно быстро прикрыть непослушные струны ладошкой – и звук замолчит, но когда настучишь мимо струн раз пятнадцать… А как без ошибок, когда тебе десять, на стуле под попой четыре подушки, а снизу – скамейка для ног, и сидишь ты такая принцесса да только и думаешь, как бы сейчас не свалиться, а Светлана Михална домомучительничает: «Иии – раз! Па-ПАМ! Па-ПАМ! Па-ПАААМ! Форте! Пиано, пиано, па-ПАААМ!! Пауза! Па-ПАМ! Ре-бемоль! Па-ПАМ! Си-диез! Па-ПАМ! Па-ПАМ! Крещендо!!!»

Нинка очень старается молотить как положено, но крещенды с бемолями не долетают до попы с подушками, и тогда в дело вступает секретный прием: Светлана Михална орет «Мир не видел такого тупого ребенка!» и швыряет в нее многострадальные ноты.

От Светланы Михалны до попы – примерно пятнадцать шагов, так что ноты красиво и плавно летят через весь кабинет, усыпая палас, как осенние листья. Ну а следом летит и дневник с жирной двойкой в графе «специальность». Нинка гладит цимбальные струны ладошкой, неловко сползает с подушек, сгребает листочки в лежащую рядышком папку и, хлюпая носом, спускается вниз. На сегодня страдания завершены.

Ничего удивительного, что Нинка терпеть ненавидела специальность, но она была круглой отличницей в школе, помощницей классного руководителя, председателем совета отряда, капитаном команды по пионерболу и очень послушным ребенком, так что даже и не представляла, что можно прогуливать. Зато хорошо представляла, что можно оглохнуть, ослепнуть, сломать себе руку, отправиться в космос – да все, что угодно, лишь бы только не слушать опять про диезы с бемолями.

Вот и в среду она еле-еле ползла по дорожке, мечтая внезапно свалиться в подтаявший снег: может, если промокну, меня в музыкалку не пустят… а может и пустят… а если… Она не успела придумать, что – если, как ноги решили вопрос очень быстро: Нинка хлюпнулась в грязное месиво, больно отбила всю попу до пяток и сильно ударилась пальцем. Всё! Свобода! А пальцев еще целых девять!

Только к вечеру палец опух, посинел и почти что не гнулся, поэтому срочно пришлось показаться врачу. «Что ж ты падаешь неаккуратно? Видишь – трещина, вот и ходи три недели в лангете, потом поглядим», – доктор упаковал руку в гипс аж до локтя. Вот это удача! Теперь три недели Светлане Михалне не надо орать, Моцарт будет доволен.

Правда, в пятницу Нинке пришлось забежать в музыкалку – сказать, что лангета, что страх как хочу молотить, но никак не получится, уж извините.
– Ну что ж, посиди. Расскажи мне, как учишься, что ли.
– Отлично.
–Да ну! Покажи.
Нинка с радостью показала дневник, весь в пятерках. А еще рассказала, что ездила выступать вместе с хором на мамин завод, и их очень хвалили. Что немножечко пишет стихи, и однажды стишок напечатали в «Зорьке». Что вчера в тридцать первую школу приехал фотограф, снимали на доску почета – она же отличница. Что на лето она едет в лагерь «Заря», где черника и ночь с пионерским костром выше леса.

Через двадцать минут оказалось, что Нинка совсем и не бездарь, а просто ей надо чуть-чуть постараться. И к тому же ни Моцарт, ни Бах не умели играть на цимбалах, ведь их не учила Светлана Михална, а ей повезло, так что все будет здорово. А еще у Светланы Михалны есть кот, она любит пломбир «28 копеек» и вовсе не домомучительница, а человек.

Жаль, конечно, что человеком она побыла три недели и хвостик, а потом с пальца сняли лангету, и снова пошло мракобесие – подготовка к концерту. Если вы вдруг не знали, в музыкалке всегда в конце года экзамен-концерт. Каждый учит какую-то пьесу, выходит на сцену и мучается на оценку, а все остальные мучительно слушают.

В классе Нинка старалась терпеть разлетания нот по паласу, но ведь будет концерт, и тогда все равно выступать перед всей музыкалкой, поэтому надо тренироваться. Дома тоже стоял инструмент, и она иногда подходила к нему, чтобы стукнуть три раза – и хватит. А теперь уж придется стучать ну хотя бы разочка четыре. В выходной папа ей подтянул, как положено, струны, так что иии – раз! – папа сразу же сморщился и сообщил, что пойдет лучше в кухню читать «Три Дюма», но оттуда все слышно, и если вдруг Нинка не будет стараться…

Нинка очень старательно честно старалась. Так старалась, что кошки под окнами начали выть, хоть давно и не март, и сосед очень громко включил телевизор за стенкой (не любит, наверное, Моцарта). А когда через час из ушей и из палочек повалил сизый дым, папа вместе с Дюмами вернулся из кухни и строго сказал: «Доставай-ка скакалку».

Иии – раз!
Па-ПАМ! – я старалась!
Па-ПАМ! – я не слышал!
Па-ПАМ! Па-ПАМ! – пауза, можно поплакать.
Па-ПАМ! – честно-честно!
Па-ПАМ! – я не верю!
Па-ПАМ! Па-ПАМ! – закончили упражнение.

Нинкин папа не знал ни одной ноты, да и слух у него был не очень, но, поверьте, скакалка способна творить чудеса. Так что, будь он учителем в музыкалке, Моцарт стал бы играть на цимбалах уже через день. Лучше даже Светлана Михална не справилась бы. В общем, майский концерт был обязан пройти на пятерку. Правда, попа слегка намекала, что будет не очень удобно сидеть, но искусство достойно хоть маленькой жертвы. Ради Моцарта Нинка согласна была потерпеть.

И вот наконец наступил день концерта. С утра все пошло подозрительно хорошо. Нинка с первого раза нашла непослушные палочки, которые вечно терялись то в полке с носками, а то в холодильнике. Май решил, что плохую погоду он может оставить на завтра, поэтому триста шагов Нинка гордо прошла в чистой юбке, сухих босоножках и беленьких гольфах. Правда, их концертмейстер, оказывается, заболела, и аккомпанировать будет Светлана Михална, но это уж как-нибудь переживем.

Ровно в полдень ребята ввалились нарядной гурьбой в актовый зал и разбрелись по местам. Нинка села в последнем ряду, но уже через десять минут прозвучало:
– Пага… Нина!
– Сама Паганѝна, – про себя огрызнулась Нинка и пошла забираться на сцену.

Двадцать долгих шагов, три ступеньки (ура, не споткнулась!), вскарабкаться на подушки, устроиться на подставке для ног, замахнуться… Иии – раз!

Па-ПАМ! Па-ПАМ! – за дневник с жирной двойкой.
За ноты, как листья, – па-ПАААМ!!
Па-ПАМ! Па-ПАМ! – за скакалку по попе.
За Моцарта с Бахом – крещендо!!!

На последнем ударе Нинка так вошла в раж, что цимбалы пронзительно дзынькнули, струна с громким «бззздддррр» пролетела у носа Светланы Михалны и плюхнулась на рояль. На секунду повисла звенящая тишина, а потом зал взорвался аплодисментами.

Светлана Михална и Нинка, конечно же, кланялись, принимали поздравления и втайне думали: «А она еще может стать человеком».

Написала: AlenaMishina , 22.07.2024 в 14:34
Комментариев: 81
Комментарии
Еще 32 ветки / 62 комментария в темe

последний: 10.06.2024 в 18:50
Lazareva_Dana
За  1  /  Против  0
Lazareva_Dana  написала  24.07.2024 в 22:29
Фамилия Пага
Имя Нина

Там же написано:
«уже через десять минут прозвучало:
– Пага… Нина!»

Ни разу не говорится Паганина Нина.

Мне в этом произведении непонятно:
1. Причем здесь отсыл к итальянскому скрипачу Никколо Паганини. Если из-за мандолины (струнный инструмент), на котором Паганини тоже учился играть, то нужно было это указать.

2. Почему учительница в музыкальной школе «каждый урок проклинала и Нинку, и Баха, и Моцарта». Я не знаю таких учителей, которые проклинают мировых мастеров, на чьих произведениях учеников учат.

3. Почему Баху и Моцарту уделяется внимание в произведении? Они имеют отношение к цимбалам?
Цимбалы — струнный ударный музыкальный инструмент. Распространены у многих народов Восточной Европы, особенно среди молдавских и румынских лэутаров, венгров и гуцулов. Также используются в Белоруссии и Польше
Немец И. С. Бах и австриец А. В. Моцарт владели этим инструментом? Или они писали музыкальные произведения для данного инструмента?

4. Почему учительница в музыкальной школе — «ДОМОмучительница» (что значит домоправительница). По логике она должна быть музыкалкомучительницей.

5. Как «скакалка способна творить чудеса» в освоении музыкальной грамоты?

6. Почему отец бьет ребенка? Родители, скорее всего, сами отвели дочь в музыкальную школу. Дочь явно не сама туда записалась, против воли родителей, она не горит желанием учиться игре на цимбалах: «Дома тоже стоял инструмент, и она иногда подходила к нему, чтобы стукнуть три раза – и хватит». И инструмент явно родители купили для занятий дочери. Так зачем ее теперь бить за то, что она занимается?

7. Почему «Ради Моцарта Нинка согласна была потерпеть» (боль от избиения скакалкой)?
Почему для нее имеет значение, что «Моцарт будет доволен»?
Девочка как-то особенно любит Моцарта? Почему об этом не говорится?

У меня сложилось впечатление, что в этом рассказе смешалось все: и люди, и цимбалы, и Дюмы с Моцартами и Бахами, и шаги, ступеньки, и счет, счет, счет…
И урок ботаники с ягодками-кактусиками, и зелеными шкурками, и свечами каштанов, и каштановыми мячиками, и шипастыми мячиками, и колючими шарами.
И урбанистика с улочками без светофоров, правами/левами, хвостиками шагов, «а вот и дорожками», окнами подвального этажа, домом четыре, корпус два, квартира два.
И ритм из па-памов, молотьбы по струнам, ударов скакалкой по попе и аплодисментов.

Но написано очень живым и талантливым языком. Настолько талантливым, что много людей влюбилось в рассказ, не глядя на огрехи (и даже сознательно закрывая глаза), и горячо поддерживают и рассказ, и автора.
Показать весь комментарий

                
Lazareva_Dana
За  2  /  Против  0
Lazareva_Dana  написала  24.07.2024 в 23:01  в ответ на #57
Кстати, о непонятном. Почти две сотни читателей не понимают, как зовут главную героиню.

                
N-S
За  1  /  Против  0
N-S  написал  24.07.2024 в 23:56  в ответ на #57
Фамилия Пага
Имя Нина

Там же написано:
«уже через десять минут прозвучало:
– Пага… Нина!»Цитата
Именно!) Тогда почему девчонка возмущается:
// – Сама Паганѝна, – про себя огрызнулась Нинка и пошла забираться на сцену.

И есть еще вот такое:
// – Ну, Пагáнина, как ты сегодня? Готова?

Видимо, все-таки, Пагáнина. Значит, на концерте ее объявили неправильно.
1. Причем здесь отсыл к итальянскому скрипачу Никколо Паганини. Если из-за мандолины (струнный инструмент), на котором Паганини тоже учился играть, то нужно было это указать.ЦитатаЗдесь просто игра слов (фамилий), думаю, без привязки к инструментам.
2. Почему учительница в музыкальной школе «каждый урок проклинала и Нинку, и Баха, и Моцарта».ЦитатаАвтор, думаю, тем самым демонстрировал уровень злобности педагога) Училка просто сгорела на работе, потому и хаяла всех и вся)
3. Почему Баху и Моцарту уделяется внимание в произведении? Они имеют отношение к цимбалам?ЦитатаНе знаю, писали ли Бах и Моцарт что-то специально для цимбал, в чем сомневаюсь, но для любого инструмента существует адаптированная классика. Т.е. на цимбалах можно исполнить и "Сонату Си Мажор", и "Колыбельную", и "Арию царицы ночи из оперы "Волшебная флейта" того же Моцарта.
5. Как «скакалка способна творить чудеса» в освоении музыкальной грамоты?ЦитатаСкакалка просто способна творить чудеса, и не только в освоении музыкальной грамоты) Другое дело, гуманно ли это?
Так зачем ее теперь бить за то, что она занимается?ЦитатаЕе бьют за то, что она плохо занимается. Стимулируют как могут, увы
Почему для нее имеет значение, что «Моцарт будет доволен»?
Девочка как-то особенно любит Моцарта? Почему об этом не говорится?Цитата
Девочка, видимо, его, как минимум, уважает. Ну, а как Моцарта не уважать? Один "Реквием" чего стоит!) Его, правда, на цимбалах вряд ли изобразишь... Хотя...
Но написано очень живым и талантливым языком. Настолько талантливым, что много людей влюбилось в рассказ, не глядя на огрехи (и даже сознательно закрывая глаза),ЦитатаДа, Вы очень верно подметили про "сознательно закрывая глаза")
Показать весь комментарий

                
Lazareva_Dana
За  2  /  Против  1
Lazareva_Dana  написала  25.07.2024 в 23:11  в ответ на #60
На отчетном концерте в музыкальной школе, которая предполагает высокий уровень культуры, исполнителей должны объявлять по имени и фамилии (про отчество мы сейчас не говорим).
Тем более в тексте подчеркивается, что «музыкальная школа номер четыре – не какая-то студия, где и толком играть не научат, а самая настоящая».
Так что вне зависимости от ударения это было бы:
Пага́нина Нина
Или
Пагани́на Нина.

В тексте мы читаем:
«через десять минут прозвучало:
– Пага… Нина!»
Я скорее предположу, что учительница прозвала ее «Паганина» в одно слово (с любым ударением), потому что фамилия Нины — Пага.

Ваша цитата: «Девочка, видимо, его, как минимум, уважает. Ну, а как Моцарта не уважать?»
Я не знаю, уважает гг Моцарта или нет. В рассказе я не увидела ни одного подтверждения этому. Зато увидела вот, что:
«Нинка терпеть ненавидела специальность»
«она еле-еле ползла по дорожке, мечтая внезапно свалиться в подтаявший снег <…> Нинка хлюпнулась в грязное месиво, больно отбила всю попу до пяток и сильно ударилась пальцем. Всё! Свобода! А пальцев еще целых девять!»
«дома тоже стоял инструмент, и она иногда подходила к нему, чтобы стукнуть три раза – и хватит. А теперь уж придется стучать ну хотя бы разочка четыре»
«мракобесие – подготовка к концерту»
«с первого раза нашла непослушные палочки, которые вечно терялись то в полке с носками, а то в холодильнике»
Ребенок готов покалечиться, только бы в музыкалку не ходить. Я не увидела ничего предпринятого для того, чтобы Моцарт был доволен.

После еще одного взгляда в текст нашла очередной непонятный момент:
«крещенды с бемолями не долетают до попы с подушками»

Крещендо — это термин в музыке, который обозначает нарастание силы звука, постепенный переход от тихого звука к громкому.
Бемо́ль — знак альтерации, обозначающий понижение стоящих справа от него нот на один хроматический полутон.
Зачем попе чувствовать понижается звук или повышается? Зачем?

Кстати, после внимательного прочтения непонятен еще и смыл действий.
До попы девочки не долетают звуковые полутона «и тогда в дело вступает секретный прием: Светлана Михална орет <…> и швыряет в нее многострадальные ноты. <…> Нинка <…> спускается вниз. На сегодня страдания завершены».
Если опустить очаровательные детали (разлетания листов по ковру, словно осенние листья), то получим кривую последовательность действий:
До попы девочки не долетают звуки и тогда в дело вступает секретный прием: учительница орет, швыряет ноты. Нинка спускается, страдания окончены.
В чем состоит секретный прием? Нинка мысленно приказывает учительнице выйти из себя, чтобы Нинка могла пойти домой?

Ощущение, что много разных слов собраны вместе, чтобы рассказ получился повеселее. И большинству людей вообще все равно, что эти слова означают, сходятся логические концы с концами или нет. А если начнешь вникать, так окажется:
Что и звуковые полутона, зачем-то, должны до попы ученицы долетать.
Что и учительница в музыкальной школе, почему-то, оказалась ДОМОмучительницей
Что и отец почему-то бьет дочь скакалкой, когда сам вряд ли может определить успехи в игре на цимбалах. Если только сам не виртуозный цимбалист, что сомнительно, ведь «Нинкин папа не знал ни одной ноты, да и слух у него был не очень».

Ну, и фраза «А она еще может стать человеком» по смыслу должна быть рядом с двадцативосьмикопеечным пломбиром и котом. Но это уже мелочи, это фанаты рассказа уже через двадцать восемь секунд оправдают.
Показать весь комментарий

                
N-S
За  1  /  Против  0
N-S  написал  26.07.2024 в 01:37  в ответ на #62
В тексте мы читаем:
«через десять минут прозвучало:
– Пага… Нина!»
Я скорее предположу, что учительница прозвала ее «Паганина» в одно слово (с любым ударением), потому что фамилия Нины — Пага.Цитата
Нет-нет, с фамилией мы чуть выше разобрались) Девочку величают Пага́нина Нина. А на отчетном концерте учительница запнулась, не проговорив полностью фамилию, отчего получилось не Пага́нина Нина, а просто Пагани́на. Именно поэтому - "– Сама Паганѝна, – про себя огрызнулась Нинка..."
Автор, конечно, с фамилией перемудрил
Я не знаю, уважает гг Моцарта или нет. В рассказе я не увидела ни одного подтверждения этому. Зато увидела вот, что:ЦитатаДалее Вы приводите примеры того, что девочка не любила заниматься. И Вы правы, так оно и было, только нелюбовь к урокам не равно нелюбовь к музыке. Уроки могут не нравиться по разным причинам: не получается, не нравится инструмент, не нравится преподаватель. Однако это может не мешать отдаваться волшебству звуков, и уважать, а то и любить гений общепризнанных мэтров.
«крещенды с бемолями не долетают до попы с подушками»ЦитатаЕсли честно, тоже не понял, что имел ввиду автор.
В чем состоит секретный прием? Нинка мысленно приказывает учительнице выйти из себя, чтобы Нинка могла пойти домой?ЦитатаНет-нет, это секретный прием Светланы Михалны. Он заключается в швырянии многострадальных нот и крике про очень тупого ребенка.
Что и учительница в музыкальной школе, почему-то, оказалась ДОМОмучительницейЦитатаДа, домомучительница от слова мучить. Здесь игра слов - Светлана Михална не учит, а мучает. А слово "Домомучительница" - наследие из общеизвестного мультфильма, в котором Карлсон с Малышом так называли Фрекен Бок.
Что и отец почему-то бьет дочь скакалкой, когда сам вряд ли может определить успехи в игре на цимбалах.ЦитатаТут тоже просто: папа не знает нот, не знаком с партитурой, но отличить какофонию от гармоничного муз. произведения - вполне себе в состоянии.
Ну, и фраза «А она еще может стать человеком» по смыслу должна быть рядом с двадцативосьмикопеечным пломбиром и котом.ЦитатаКонцовка, как по мне, ни разу не крещендо. И кот с мороженым не изменили бы ситуацию.

В общем, по тексту не все гладко, но выше Вы уже верно подметили, что "...много людей влюбилось в рассказ, не глядя на огрехи (и даже сознательно закрывая глаза), и горячо поддерживают и рассказ, и автора."
Показать весь комментарий

                
Lazareva_Dana
За  2  /  Против  1
Lazareva_Dana  написала  26.07.2024 в 18:25  в ответ на #64
В мультфильме, как и в книге, «Карлсон вернулся»/«Малыш и Карлсон» речь идет о «домоправительнице» (фрекен Бок), которую Малыш называет «домомучительницей».
Я про эту игру слов еще в первом своем комментарии писала (#57).

Ваша цитата: «домомучительница от слова мучить»
В этом слове два корня «дом» и «муч». И слово «домомучительница» происходит (в книге и мультике) от «домоправительница», где первый корень «ДОМ», потому что фрекен Бок появляется и начальствует в ДОМЕ Малыша.
Так вот, если корень «муч» (мучить) подходит по смыслу к учительнице в музыкальной школе, то «ДОМ» никак не подходит.
По логике она должна быть «МУЗЫКАЛКОмучительницей».
А то можно и «Зверосовхозомучительница» написать, почему нет? Ведь «мучительница» есть, значит подходит.

«Это просто легкий, юморной, не сподвигающий к глубокому анализу текст»

Даже в легком рассказе читатель не должен постоянно спотыкаться о непонятности и пребывать в сомнениях. А здесь за огромным количеством веселой мишуры непонятны важные вещи.
Я считаю, что талант — это не только получение похвал, но и ответственность (перед людьми за то, что пишешь).
Если не нужна честная правда, то стоит ограничиться показом произведений родственникам и друзьям, а мы рассказы пишем на литературный конкурс, где веселье — не единственный критерий оценки.

Здесь я вижу неуважение к читателю: бессмысленные фразы собраны на потеху, а вдумываться в их значение он, читатель, видимо, не должен. А если вдумается, то и неважно, большинство не задумается, большинство посмеется.
Если посмотреть в словаре значения терминов «крещендо» и «бемоли», получаем, что попа девочки выполняет роль головы: до попы, а не до головы, должны долетать звуки.
«крещенды с бемолями не долетают до попы»

Напоминает недалекие фильмы с шутками о попе, которые публика смотрит, поедая попкорн. Не задумываясь смотрит, смеясь.
Потом «Нинка хлюпнулась в грязное месиво, больно отбила всю попу до пяток» (попа до пяток).
Потом «попа слегка намекала».
Попа в рассказе — вполне самостоятельный живой организм, упоминается чаще «Моцарта» и «концерта». Так что теплых чувств к попе у девочки больше, чем к концерту и Моцарту (уважение к которому кто-то видит, в отличие от меня).

Две сотни людей прочли рассказ по три раза (минимум), но так и не поняли, как звали героиню.
Объявление исполнителей на отчетнике не может быть только по фамилии (Сидоров — баян!). Если в рассказе объявляющий запнулся на фамилии, то с именем (многострадальным!) что опять случилось? Куда оно пропало?

Я не стала говорить, что ботанике очень много внимания в «музыкальном» рассказе уделено. Очень много подробностей, которые спорят с музыкальной частью. И с любовью описывается именно ботаника, а не музыка, которой посвящен рассказ, судя по названию.

В любовь гг к музыке я не верю.
Девочка один раз говорит: «нравилось все, даже музыку сочинять удавалось», но по ходу рассказа я вижу множество опровержений этому заявлению.
«Нинка терпеть ненавидела специальность»
«она еле-еле ползла по дорожке, мечтая внезапно свалиться в подтаявший снег <…> Нинка хлюпнулась в грязное месиво, больно отбила всю попу до пяток и сильно ударилась пальцем. Всё! Свобода! А пальцев еще целых девять!»
«дома тоже стоял инструмент, и она иногда подходила к нему, чтобы стукнуть три раза – и хватит. А теперь уж придется стучать ну хотя бы разочка четыре»
«хлюпая носом, спускается вниз. На сегодня страдания завершены»
«Светлана Михална орет «Мир не видел такого тупого ребенка!» и швыряет в нее многострадальные ноты»
«домомучительница»
«мракобесие – подготовка к концерту»
«с первого раза нашла непослушные палочки, которые вечно терялись то в полке с носками, а то в холодильнике»
«Каждый учит какую-то пьесу, выходит на сцену и мучается на оценку, а все остальные мучительно слушают»
Так гг героиня описывает музыкальную школу: одни мучения. Ребенок готов покалечиться, только бы в музыкалку не ходить. И где заявленное «нравилось все»?
Кто-то в этом еще и уважение к Моцарту разглядел.

Сомнительный секретный прием
«Нинка очень старается молотить как положено, но крещенды с бемолями не долетают до попы с подушками, и тогда в дело вступает секретный прием: Светлана Михална орет «Мир не видел такого тупого ребенка!» и швыряет в нее многострадальные ноты»

Сначала описываются действия героини, поэтому и от нее я жду заявленный секретный прием. Нинка старается молотить, но звуки не долетают, и тогда в ход идет секретный прием. Как я должна догадаться, что в действия героини вклинилось чужое действие (секретный прием не гг, а учительницы)?

Характер героини тоже вызывает (у меня) сомнения.
С одной стороны: «дневник, весь в пятерках», «ездила выступать вместе с хором на мамин завод, и их очень хвалили», «снимали на доску почета – она же отличница».
С другой стороны: «Нинка с первого раза нашла непослушные палочки, которые вечно терялись то в полке с носками, а то в холодильнике».
Почему отличница с доски почета, которая гордится своим статусом («Нинка с радостью показала дневник, весь в пятерках. А еще рассказала, что ездила выступать»), «вечно теряет» палочки в носках и/или в холодильнике? И что палочки от цимбал могут делать в холодильнике? Это тоже можно было пояснить. Я, как читатель, остро в этом нуждалась. Если автору будет нетрудно, пусть потом напишет.

Но больше всего меня удивляет отсутствие удивления читателей.
Всем и «ДОМОмучительница» в ШКОЛЕ (а не дома) кажется уместной.
И то, что героиня попой слушает звуки.
И что музыкальный рассказ вместил ботанический.
И папа без слуха, который отличает хорошую репетицию от плохой, и умеет повысить ее качество избиением.
И «нравилось все», а потом полный рассказ опровержений.
Имя героини остается непонятным после прочтения рассказа (почти двум сотням человек)! — да и это ничего, в целом же мило и весело.
Показать весь комментарий

                
juli170378
За  1  /  Против  1
juli170378  написала  26.07.2024 в 21:28  в ответ на #68
Поотвечаю только на некоторые ваши фразы, потому что многое уже разобрано в комментариях #60 и #64, я со многим согласна.

/крещенды с бемолями не долетают до попы с подушками.
Смотрите, как вижу я. Нинка сидит на расстоянии от Светланы Михалны (в другом конце кабинета, видимо): стул, сверху подушки, на них попа (что логично, не головой же сидеть). Учительница "помогает" - выкрикивает свои пам-памы, крещенды и бемоли, чтобы вбить в Нинку искусство. Но, несмотря на "помощь", выходит у Нинки плохо, вот и получается, что "крещенды с бемолями" = крики учительницы не долетают до "попы с подушками" = до Нинки. Метонимия же.

Песенка такая есть: "Попа есть, а слова нет?") То, что вам не нравится попа в литературном конкурсе, я поняла, имеете право, а я, например, не вижу здесь ничего такого, в сюжете все очень даже органично.

/Две сотни людей прочли рассказ по три раза (минимум), но так и не поняли, как звали героиню.
Справедливости ради, сказали, что не поняли, только вы. Еще один комментатор сначала не понял, потом понял. Автор называет и имя, и фамилию, ничего дополнительно понимать не нужно, все написано.

/Характер героини тоже вызывает (у меня) сомнения. Почему отличница с доски почета, которая гордится своим статусом («Нинка с радостью показала дневник, весь в пятерках. А еще рассказала, что ездила выступать»), «вечно теряет» палочки в носках и/или в холодильнике? И что палочки от цимбал могут делать в холодильнике?
А почему отличница не может быть рассеянной?) Вполне хороший набор для творческой личности, да и вообще это десятилетняя девочка, она может пачкаться, что-то терять, на автомате совать палочки в холодильник - да что угодно. В литературе полно образов безумных ученых, это яркие интересные герои, им часто симпатизируют, почему не может быть такого героя-ребенка.

Про секретные приемы, смесь ботаники и музыки, ДОМОмучительницы и других ваших замечаний... Мне кажется, я более-менее понимаю, в чем дело. Возможно, вам по определению нравится серьезная литература, где все четко, по полочкам, аргументированно и выверенно от и до. Возможно, по этой причине вам не нравится литература абсурдизма, иронические детективы и подобное, где много аллюзий, метонимий, обилие тропов, которые выбиваются из четкой картины. Сюда же - и этот рассказ.

Да, вы правы, тут много всего намешано, и для меня как раз в этом и прелесть. Он живой и настоящий - как смешная Нинка, которая любуется каштанами так увлеченно, что автор отводит им столько места, постигает Моцарта попой, обижается на папу за скакалку, удивляется, что учительница тоже человек, любит Моцарта, но ненавидит специальность, потому что стараться терпения не хватает и отсюда двойки, а их никто не любит, а она же отличница. Пожалуй, остановлюсь)

Мы с вами можем до посинения спорить, и каждый будет по-своему прав и каждый останется при своем, потому что одному нравится арбуз, а другому - свиной хрящик)
Показать весь комментарий

                
juli170378
За  1  /  Против  1
juli170378  написала  26.07.2024 в 15:57  в ответ на #62
Забавно получается) С интересом (без стеба) читаю ваш подробный аргументированный разбор, и он мне нравится. Могу ошибаться с цветом квадратика, но мне кажется, мне и некоторые другие ваши разборы тоже понравились обстоятельностью и крепкой базой.
И при этом конкретно здесь у меня жуткий диссонанс. Попробую объяснить иносказательно)

Вася рассказал анекдот про Чебурашку и сними с руля. Многим нравится, многим весело, многие признают, что он остроумный, хоть и не высокоинтеллектуальный. В общем, понятно, думаю)
Приходит Петя и начинает на полном серьезе анализировать. Усидит ли Чебурашка на руле? Сможет ли Гена вести велосипед и не попасть в аварию, ведь на руле посторонний объект, загораживающий обзор? Как правильно в данном случае писать - с руля или сруля? Будет ли уместно использовать слово с негативной эмоциональной окраской в данном жанре народного или авторского творчества?
Потом приходит еще кто-нибудь и начинает рассуждать про антропоморфизм героев и их роль в создании анекдотов.
И оказывается, анекдот уже не смешной. Причем не потому, что не смешной, а потому что все забыли, о чем вообще речь и в чем суть шутки.

Поймите правильно, пожалуйста, я правда не хочу вас обижать, мне действительно нравятся ваши разборы, но зачем так глубоко-то?
Тут как раз все на поверхности: есть история, есть живые картинки, есть ирония, есть гротеск, есть аллюзия (я про домомучительницу). Бемоли с крещендами и попы с подушками - это обычная метонимия. Если начать рыть в тропы, можно нарыть довольно много, то есть автор не просто наугад разбросал слова, хоть комментарии и нашли недостатки с теми же тавтологиями и этажами. Но в целом это просто легкий, юморной, не сподвигающий к глубокому анализу текст. В котором, тем не менее, есть и мысль. ИМХО
Показать весь комментарий

                
Lazareva_Dana
За  0  /  Против  0
Lazareva_Dana  написала  26.07.2024 в 18:33  в ответ на #67
Я вам ответила в комментарии #68 (с третьего абзаца), объединив с ответом еще одному комментатору. И все в порядке, мы для этого здесь и собрались — для обсуждения, для выражения своего мнения. Тем и ценен открытый формат.

                
Еще 4 ветки / 4 комментария в темe

последний: 26.07.2024 в 07:46
ASFALTUS
За  0  /  Против  0
ASFALTUS  написал  28.07.2024 в 23:07
Первый раз наткнулся на этот рассказ. Очаровательно! С описанием в завязке - перебор, к синтаксису - есть вопросы, но в целом - это плюс) Удачи)

                
Lazareva_Dana
За  0  /  Против  0
Lazareva_Dana  написала  28.07.2024 в 23:11  в ответ на #73
Это вы поспешили, батенька, еще целая ночь впереди до завершения конкурса.

                
ASFALTUS
За  0  /  Против  0
ASFALTUS  написал  28.07.2024 в 23:22  в ответ на #74
Мои три фаворита уже определены)

                
Lazareva_Dana
За  0  /  Против  0
Lazareva_Dana  написала  29.07.2024 в 00:07  в ответ на #75
Я о первой встрече с рассказом за несколько часов до завершения конкурса.
Хотя... Может, кто-нибудь и после конкурса напишет: «Ух ты, вон какой рассказ, оказывается, участвовал!»

                
ASFALTUS
За  0  /  Против  0
ASFALTUS  написал  29.07.2024 в 00:10  в ответ на #76
Да уж, все прочитать бывает сложно) Я в первом туре вообще только 70 работ осилил)

                
dunyachadunyacha
За  0  /  Против  0
dunyachadunyacha  написал  30.07.2024 в 19:09
Я все время была с этим рассказом без сомнений и колебаний. У меня он был в семерке из пятидесяти и в финальной отобранной четверке. Пишите еще, автор, спасибо за положительные эмоции.

                
Отправка жалобы...
Спасибо, ваша жалоба принята
Вы уже жаловались
Публикация комментариев и создание новых тем на форуме Адвего для текущего аккаунта ограничено.
Подробная информация и связь с администрацией: https://advego.com/v2/support/ban/forum/1186
Жаловаться можно только на чужой комментарий
Избранное
Добавить в избранное
Имя
URL
https://advego.com/blog/read/childhood/8886956/user/Lazareva_Dana/